Тяжелая умственная отсталость
Классификация умственной отсталости
По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринята классификация, основанная на систематизации различных ее форм в зависимости от степени интеллектуальной определяет четыре основные группы: выраженную имбецильность, легкую имбецильность и дебильность.
В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г., умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (1Р).
Сопоставление качественной характеристики снижения (интеллекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) дает следующие соотношения:
При анализе психопатологических особенностей идиотии, имбецильности и дебильности можно отметить:
- тотальный характер психического недоразвития;
- преимущественное поражение наиболее дифференцированных, специфически человеческих функций — мышления и речи — относительной сохранности более древних инстинктивных переживаний.
Однако в зависимости от глубины психического недоразвития меняется и степень выраженности каждой из этих особенностей олигофренического слабоумия. Понятно, что чем более снижен уровень психического развития, тем яснее выступает тотальный характер умственной отсталости.
При каждой из четырех степеней умственной отсталости имеется свой темп развития, свои качественные особенности и время их проявления.
В то же время между ними нет смежных границ, и они обнаруживают более или менее отчетливо такие общие признаки олигофрении, как тотальность задержки развития и преимущественное недоразвитие более сложных дифференцированных, более «молодых» психических функций.Наиболее тотально и глубоко искажено психическое развитие при идиотии и выраженной имбецильности, при которых в зачаточном состоянии находятся не только познавательная деятельность и эмоциональные переживания, но и волевые проявления.
При легкой имбецильности тотальность поражения там же выражена достаточно отчетливо. Однако здесь степей недоразвития меньше и поэтому яснее выступает преимущественная недостаточность более дифференцированных, более поздно формирующихся функций.
При относительно сохранности непосредственных эмоциональных переживаний у детей с легкой имбецильностью глубоко недоразвиты те уровни познавательной деятельности, которые необходимы для осмысленной переработки впечатлений и адекватного приспособления к требованиям реальной жизни.
Наиболее эксквизитна недостаточность именно высших форм познавательной деятельности при дебильности. Более или менее удовлетворительное конкретное мышление, сравнительно сохранная эмоциональность и известная возможность регуляции своего поведения позволяют таким лицам неплохо ориентироваться в окружающем мире и приспособляться к требованиям практической жизни.
И у больных в степени дебильности легко создаются «штампы» поведения и взглядов, которые они без должной критики заимствуют из ближайшего окружения.
Характерным и для них является отсутствие творческой инициативы, самостоятельности, любознательности.
- Краткая характеристика основных психо-коррекционных методов школьного психолога
- Методы коррекционно-развивающей работы педагога
- Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальными и поведенческими нарушениями
- Этапы организации коррекционно-развивающей работы
- Развитие основных психических функций
- Принципы коррекционно-развивающей работы
- Модели коррекционно-развивающей работы, их характеристика
- Коррекционная направленность воспитания и обучения
- Модели коррекционно-развивающей работы и их характеристика
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу