Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальными и поведенческими нарушениями

Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования и воспитания является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционная направленность процесса обучения предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей.

Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Вся коррекционная работа должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка. Однако можно выделить основные направления коррекционной работы.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
  2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
  3. Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умение планировать деятельность;
  4. Развитие комбинаторных способностей.
  5. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
  6. Развитие нарушений в развитии эмоционально личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).
  7. Развитие речи, овладение техникой речи.
  8. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  9. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Основной формой обучения является урок.

Типы уроков – комбинированные, обобщающие, учетно-контрольные, урок работы над ошибками, урок дифференциации. В коррекционной школе преобладает комбинированный урок.

Таким образом, для того, чтобы правильно организовать работу по обучению детей со стойким интеллектуальным нарушением, необходимо хорошо знать особенности психики таких детей, не забывать о структуре дефекта, помнить о необходимости коррекционной направленности процесса обучения, заранее разрабатывать направления коррекционной работы, ну и конечно всегда применять принцип коррекционной направленности обучения и принцип дифференцированного подхода.

Нарушения поведения у детей с интеллектуальными нарушениями — это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной и асоциальной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации.

В данном контексте выделяют следующие часто встречающиеся варианты нарушений поведения:

  • побеги из дома, школы (дромомании);
  • агрессивность;
  • отказ от учебы;
  • нарушение дисциплины и поведения в общественных местах и образовательном учреждении;
  • воровство;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • суицидальное поведение;
  • нарушения влечений.

Нередко учащиеся с интеллектуальной недостаточностью совершают преступные деяния, в том числе и групповые.

Нарушения поведения, как можно видеть, у детей и подростков с нормальным интеллектом и с умственной отсталостью внешне сходны и однообразны.

Генез же этих проявлений у пациентов с умственной отсталостью имеет свои особенности, которые определяются не только внешними факторами (семья, школа, отношения со сверстниками), но и внутренними, то есть особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, более высокая внушаемость, аффективная неустойчивость, влечения, инстинкты, и т.д.), характером поражения коры головного мозга и его нейродинамики, особенностями эмоционально-волевой сферы таких детей.

Необходимо выделить принципы коррекции нарушений поведения при умственной отсталости могут осуществляться психологическими и медицинскими методами.

Методы психологической коррекции нарушений поведения крайне разнообразны:

  • стимуляция гуманных чувств у ребенка;
  • ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого;
  • осознание ребенком особенностей нарушенного поведения;
  • переключение ребенка на иное состояние;
  • стимуляция чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого;
  • моделирование (провокация) взрослым и преодоление нарушенного поведения ребенка «здесь и теперь»;
  • отреагирование ребенком нежелательного состояния;
  • предупреждение нежелательного поведения;
  • положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных или предполагаемых результатов, действий или поведения ребенка;
  • стимуляция переживания положительных эмоций ребенком;
  • отрицательное подкрепление нежелательного поведения;
  • стимуляция чувства юмора у ребенка;
  • стимуляция телесного контакта с ребенком;
  • стимуляция мотивации соревновательности;
  • стимуляция чувства прекрасного у ребенка.

Медицинская коррекция нарушений поведения может осуществляться психотерапевтическим и медикаментозным способами. Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально волевых нарушений, имеющихся у ребенка.

Наиболее корректной является индивидуальная психотерапия, направленная на расширение кругозора и сфер интересов детей с данной патологией.

Медикаментозная терапия, в основном, проводится с использованием следующих групп препаратов: ‒ нормотимические средства (корректоры поведения); ‒ легкие нейролептические средства; ‒ легкие транквилизаторы с противотревожным эффектом; ‒ ноотропные средства с седативным действием; ‒ антидепрессанты.

Итак, для коррекции нарушений поведения у детей с умственной отсталостью наибольшим эффектом обладает сочетание психологической, психотерапевтической и медикаментозной терапии в комбинации с педагогической работой дефектологов и психологов коррекционных образовательных учреждений.

Сенсорное развитие – это фундамент умственного развития включает формирование восприятия, овладение сенсорными эталонами, формирование познавательных ориентировочных действий, формирование представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

В целях сенсорного развития предполагается использование игр и упражнений, направленных на формирование целостности восприятия предметов и явлений, восприятия свойств и качеств предметов; овладение способами обследования предметов, их сопоставление (обводящие движения при вычленении формы предмета, накладывание, прикладывание…); овладение общественно выработанными системами сенсорных эталонов (цвета спектра, система геометрических форм, величины); формирование способов выполнения задания (пробы, примеривание, зрительное соотнесение…).

Средства:

  • дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов;
  • фигурно-фоновое различение предметов, букв;
  • анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений;
  • установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»);
  • вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания;
  • нахождение букв с заданным элементом;
  • нахождение заданного элемента в ряду букв;
  • графические диктанты;
  • перерисовывание фигур по точкам;
  • комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак — ладонь — ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»;
  • игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).

Формирование пространственных и временных представлений.

Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимодействий между предметами и явлениями.

В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на коррекционном занятии у ребенка формируются следующие умения:

  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении:
    • по вертикали;
    • по горизонтали;
    • в позиции близости по отношению к своему телу;
    • определение местоположения предметов по отношению друг к другу;
    • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
    • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве
      объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты). Восприятие времени предполагает у детей формирование временных представлений (времена года, название месяцев и т.д.).

Средства: работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Проведение дидактических игр («Когда бывает отлет птиц»…).

Развитие мнемических процессов:

  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти. Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

  • развитие слухомоторной координации;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур); графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу; выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти.

Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).

Интересно
Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков. Это направление решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умений согласовывать движение, целенаправленно выполнять действия и серии действий по инструкции педагога.

Средства: важной частью работы являются «пальчиковые игры», а так же виды упражнений: рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором.

Развитие общей моторики. Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота. Средства: подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики.

Формирование навыка письма. Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова; зрительнослуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.

Формирование навыка чтения. Средства: заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырех до шести направлений).

Обязательными условиями при проведении занятий являются: планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)