Модель социально ориентированной личности

В контексте предмета настоящего исследования особое значение имеет постановка социального развития личности будущего специалиста. Социальное развитие представляет собой совокупность различных видов развития, каждый из которых имеет собственную характеристику. В результате социального развития человек должен стать социально ориентированной личностью.

Для примера на рис. 1.5 представлена модель социально ориентированной личности педагога.

Раскроем сущность понятий, характеризующих социально ориентированную личность:

  • социальная ориентация – осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения;
  • социальная обученность – результат приобретения социальных знаний, навыков и установок поведения в свободном социуме через имитацию, идентификацию и самореализацию;
  • социальная воспитанность – сформированные и развитые общественно значимые знания, умения и навыки, качества, потребности, мотивы, нормы и привычки поведения;
  • социальное поведение – ответственность перед обществом, гражданская зрелость;
  • социальный статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права и обязанности;
  • социальная роль – специфический способ нормативного поведения личности в зависимости от его социального статуса или позиции в обществе;
  • социальная активность – способность влиять на жизненное пространство, понимаемое как совокупность условий жизнедеятельности (социальная, экономическая среда жизнедеятельности и естественная среда обитания);
  • социальная коммуникативность – способность к общению, сочувствию, эмпатия, умение налаживать контакты с людьми;
  • социальная установка – готовность к социальным действиям;
  • социальный идеал – дух взаимопомощи и братства;
  • социальное общение – навыки совместной деятельности, совместно переживаемые чувства;
  • социальная позиция – совокупность ведущих мотивов деятельности.

Модель социально ориентированной личности

Высокая степень сформированности параметров социально ориентированной личности является условием её успешной социально-профессиональной деятельности.

Между тем в реальных условиях решение этой задачи представляет собой довольно сложную педагогическую проблему.

Так, изучение состояния процесса формирования социальной компетентности студентов специальности «Журналистика», несмотря на имеющиеся для этого благоприятные предпосылки в структуре и содержании учебного плана их подготовки, показывает на его хаотичность и бессистемность, на отсутствие координации педагогических действий по обеспечению плавного поэтапного перехода в этом важном деле.

Интересно
Исследования показали, что для придания процессу формирования социальной компетентности будущих журналистов системного, поэтапного, сквозного характера необходимо прежде всего определить приоритетные компоненты структуры содержания социальной компетентности.

В ее основу были положены компоненты социальной компетентности, предложенные В.Г. Первутинским.

Это – социальный интеллект, социально-нравственная зрелость, духовная зрелость, социально-профессиональная зрелость.

Для будущих журналистов особую значимость в условиях перехода СМИ в частные руки имеет формирование такого компонента их социальной компетентности, как социальная ответственность.

В связи с этим структура содержания социальной компетентности, предложенная В.Г. Первутинским, была дополнена таким компонентом, как социальная ответственность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)