Модель социально ориентированной личности
В контексте предмета настоящего исследования особое значение имеет постановка социального развития личности будущего специалиста. Социальное развитие представляет собой совокупность различных видов развития, каждый из которых имеет собственную характеристику. В результате социального развития человек должен стать социально ориентированной личностью.
Для примера на рис. 1.5 представлена модель социально ориентированной личности педагога.
Раскроем сущность понятий, характеризующих социально ориентированную личность:
- социальная ориентация – осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения;
- социальная обученность – результат приобретения социальных знаний, навыков и установок поведения в свободном социуме через имитацию, идентификацию и самореализацию;
- социальная воспитанность – сформированные и развитые общественно значимые знания, умения и навыки, качества, потребности, мотивы, нормы и привычки поведения;
- социальное поведение – ответственность перед обществом, гражданская зрелость;
- социальный статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права и обязанности;
- социальная роль – специфический способ нормативного поведения личности в зависимости от его социального статуса или позиции в обществе;
- социальная активность – способность влиять на жизненное пространство, понимаемое как совокупность условий жизнедеятельности (социальная, экономическая среда жизнедеятельности и естественная среда обитания);
- социальная коммуникативность – способность к общению, сочувствию, эмпатия, умение налаживать контакты с людьми;
- социальная установка – готовность к социальным действиям;
- социальный идеал – дух взаимопомощи и братства;
- социальное общение – навыки совместной деятельности, совместно переживаемые чувства;
- социальная позиция – совокупность ведущих мотивов деятельности.
Между тем в реальных условиях решение этой задачи представляет собой довольно сложную педагогическую проблему.
Так, изучение состояния процесса формирования социальной компетентности студентов специальности «Журналистика», несмотря на имеющиеся для этого благоприятные предпосылки в структуре и содержании учебного плана их подготовки, показывает на его хаотичность и бессистемность, на отсутствие координации педагогических действий по обеспечению плавного поэтапного перехода в этом важном деле.В ее основу были положены компоненты социальной компетентности, предложенные В.Г. Первутинским.
Это – социальный интеллект, социально-нравственная зрелость, духовная зрелость, социально-профессиональная зрелость.
В связи с этим структура содержания социальной компетентности, предложенная В.Г. Первутинским, была дополнена таким компонентом, как социальная ответственность.
- Подготовка к переходу на пенсию
- Условия перехода воспитания в самовоспитание личности
- Факторы перехода выпускников школы к образованию в вузах
- Оптимизация перехода выпускников школ к вузовским условиям обучения
- Сущность и условия оказания педагогической поддержки
- Психологическая готовность учащихся к переходу из начальной в среднюю школу
- Готовность к обучению в средней школе
- Переход учащихся школы к предпрофильной подготовке
- Переход от учения к профессиональному самоопределению школьников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу