Готовность к обучению в средней школе
Каждый переходный период выдвигает специфические проблемы. Самого серьезного внимания заслуживает переход учащихся из начальной в среднюю школу.
Это связано прежде всего с тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, а также к степени сформированности у учащихся учебных знаний, умений, навыков, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции.
Первой причиной трудностей могут стать недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки.
Второй возможной причиной сложностей, возникающих у школьников в процессе обучения в среднем звене, может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание заставить себя постоянно заниматься.
Хотя пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
Для них характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к изучению того или иного учебного предмета, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему.Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
Можно выделить следующие составляющие такой готовности:
- сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
- новообразования младшего школьного возраста: произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);
- рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний;
- мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
- способность к саморегуляции;
- качественно иной тип взаимоотношений (более «взрослый») с учителями и одноклассниками;
- ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу.
- Подготовка к переходу на пенсию
- Условия перехода воспитания в самовоспитание личности
- Факторы перехода выпускников школы к образованию в вузах
- Оптимизация перехода выпускников школ к вузовским условиям обучения
- Сущность и условия оказания педагогической поддержки
- Психологическая готовность учащихся к переходу из начальной в среднюю школу
- Переход учащихся школы к предпрофильной подготовке
- Переход от учения к профессиональному самоопределению школьников
- Обеспечение готовности учащихся к переходу из начальной в среднюю школу
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу