Переход от учения к профессиональному самоопределению школьников

В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются препятствия (их отмечают 92% респондентов), возникающие в связи с решением задач выбора профессии.

В основе их лежит несколько групп противоречий: между наличным и необходимым уровнем знаний, умений, способов, обеспечивающих реализацию встающих перед старшеклассником целей; связанные с определением и оценкой своей жизненной перспективы: между возможностью проявить себя в различных видах деятельности и необходимостью самоограничения потребносте.

А также между склонностью к какой-либо профессии и представлением о ее непрестижности или неперспективности, между осознанием уровня своего общего развития и необходимостью заняться малоквалифицированной работой и другие противоречия, связанные с оценкой своей пригодности для избираемого пути: между интересами и способностями, между профессиональным идеалом и самооценкой, между уровнем притязаний и реальными возможностями, между особенностями здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.

Наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются:

  • использование неадекватных и даже предвзятых источников информации о профессии и, как следствие, выработка искаженных представлений о ней;
  • неумение систематизировать имеющуюся информацию, выделять в ней главное и второстепенное;
  • переоценка или недооценка роли отдельных индивидуально-психологических качеств при выборе профессии;
  • неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка;
  • неправильное понимание способностей, подмена их морально-нравственными качествами;
  • неверные представления о возможности развития профессионально важных качеств, о путях и способах освоения профессии, выработки индивидуального стиля деятельности;
  • преобладание эмоциональных компонентов в процессе принятия решения;
  • неумение изменить решение при получении новых данных;
  • подчинение «давлению» со стороны окружающих; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии.

В процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, на наш взгляд, необходима педагогическая поддержка как система средств, направленная на развитие субъектности оптанта.

Успешность формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению предполагает реализацию следующих подходов:

  • деятельностный подход – означает, что деятельность – основа, условие и средство профессионального самоопределения и развития старшеклассников;
  • активизирующий подход – предполагает рассмотрение ученика не как объекта профориентационных воздействий, а как субъекта собственного профессионального самоопределения и развития;
  • развивающий подход – предусматривает перенос акцента с оказания помощи в конкретном профессиональном выборе на развитие тех качеств и умений, которые дают возможность в будущем самостоятельно строить и корректировать свой выбор с учетом изменения ситуации;
  • психологический подход – предполагает построение профориентационной работы на основе психологических знаний о закономерностях процесса профессионального самоопределения и развития, методах исследования личности, методах коррекции личности;
  • возрастной подход – означает реализацию профориентационных воздействий с учетом специфики различных возрастных периодов развития человека;
  • личностный подход – предполагает ориентацию на личностные особенности старшеклассника, прежде всего в индивидуальных формах работы;
  • опережающий подход – означает, что в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению необходимо учитывать не только существующую ситуацию на рынке труда и в мире профессий, но и прогнозируемые изменения мира профессий и рынка труда, что связано с направленностью профориентационной работы на будущее.

Прежде чем оказать поддержку молодому человеку в профессиональном самоопределении, необходимо осознать цель и смысл оказания помощи, чётко представлять перспективы и ограничения развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования.

Недостаточно дать рекомендации учащемуся, какая профессия подходит, необходимо обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего обучающийся сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.

Одним из таких условий должен стать образовательный процесс, ориентированный на развитие у школьников готовности к личностному и профессиональному самоопределению.

Его вариативная организация может проявляться:

  • на уровне содержания образования – введение углубляющего или расширяющего компонентов в профильных классах;
  • на уровне учебного плана – интеграция учебных планов среднего общего и начального (среднего) профессионального образования при сохранении инвариантной части учебного плана школы, учебных планов дополнительного образования;
  • на уровне организации самого урока и расписания занятий;
  • на уровне личностно-развивающих технологий и методов обучения;
  • на уровне различных вариантов нетрадиционных форм учебных занятий: в малых группах в рамках курсов по выбору, в учебно-исследовательских группах;
  • поточно-групповой организации занятий в 10–11 классах, позволяющей сочетать базовое образование с элементами профилизации («мягкий профиль»).

Дополнительное образование основывается на свободном и добровольном сотрудничестве учащихся, их родителей и педагогов, которое способствует установлению взаимопонимания и доверия между субъектами образовательного процесса, обладает большими возможностями педагогической поддержки обучающихся:

  • всестороннего развития учащихся по личностно ориентированным программам с целью выявления и развития индивидуальности каждого;
  • варьирования различными курсами, исходя из интересов учащихся и пожеланий родителей;
  • свободного выбора занятий, в наибольшей степени соответствующих интересам и проявлению индивидуальности каждого ученика;
  • концентрации внимания педагога на индивидуальности каждого подростка;
  • включения в образовательный процесс родителей обучающихся с целью создания в семье среды, способствующей саморазвитию личности.

Таким образом, целенаправленная система средств, многообразие и вариативность форм организации педагогической поддержки обеспечивают комплексный подход к решению проблем учащихся в профессиональном самоопределении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)