Единые для всех систем последовательные стадии развития личности

Каждый из ранее перечисленных возрастных и профессиональных этапов развития человека требует детальной педагогически обоснованной разработки ее технологии на основе учёта возрастных особенностей растущего индивида, выполнения требований преемственности с предшествующими и последующими этапами образования.

При этом очень важно проследить с единых методологических позиций диалектическую взаимосвязь перечисленных ступеней учебно-воспитательного процесса в системе «школа – профессиональное учебное заведение – производство».

С.М. Годник, анализируя процесс преемственности высшей и средней школы, становление личности рассматривает по фазам единой для всех систем последовательности развития (возникновение, становление, период зрелости и преобразование), где каждая фаза представляет этап в общем процессе формирования внутренней позиции личности.

Стадия возникновения соотносится с периодом адаптации учащегося к новым условиям обучения, с его объектным состоянием, характерным для начала педагогического взаимодействия с обучаемым. Стадия становления личности на каждом новом этапе непрерывного учебно-воспитательного процесса соответствует субъективно-функциональной фазе реализации функций обучаемых.

Стадии зрелости соответствует субъектная фаза – ее определяет внутренняя позиция сознательного сотрудничества обучаемого с педагогами, когда организация, обучение и воспитание активно подкрепляются самоорганизацией, самообразованием, самовоспитанием.

Четвертый элемент развития любой системы – преобразование – прямо переносится на динамику изменения и коррекции внутренней позиции в условиях новой учебно-воспитательной или жизненной ступени.

Спираль развития внутренней позиции личности по стадиям возникновения (адаптации), становления, зрелости и преобразования характерна для каждой ступени образования, для каждого этапа учебно-воспитательного процесса и производственной деятельности.

Поэтому механизм осуществления преемственности между этими ступенями может рассматриваться как развитие связей между ними со спиральными переходами по восходящим виткам по всей системе «общеобразовательная школа – профессиональное учебное заведение – производство».

Преемственность в процессе подготовки и становления будущих специалистов может быть реализована на основе предварительного изучения и учета ряда обстоятельств:

  • особенностей целей и условий учебно-воспитательного процесса на каждой ступени;
  • формулировки задач учебно-воспитательного процесса в отношении субъектного развития личности будущего квалифицированного рабочего и специалиста на каждой стадии и каждом этапе;
  • уточнения принципов отбора и структурирования содержания обучения и предстоящей профессиональной деятельности молодежи на каждом этапе;
  • определения содержания педагогической деятельности, обеспечивающей выполнение задач предстоящего этапа;
  • выявления противоречий между предстоящими перспективами развития личности и ее настоящим состоянием;
  • определения состояния настроя личности на сознательное соучастие в выполнении предстоящего перехода к новой стадии своего развития;
  • выявления существа затруднений, испытываемых личностью при соучастии в разрешении противоречий учебно-воспитательного процесса на новом этапе;
  • определения основных условий, благоприятствующих переводу личности от одной стадии (этапа) развития к другой;
  • установления содержания самостоятельной деятельности личности, способствующей успешному переходу от одной стадии развития к другой.

Как уже отмечалось, в педагогике вопросам программирования динамики стадий объектно-субъектного развития личности уделяется недостаточное внимание, хотя именно здесь появляется возможность на научной основе планировать содержание и методы учебно-воспитательной работы, заранее направленные на обеспечение формирования того или иного личностного качества будущего рабочего и специалиста на различных этапах и стадиях подготовки.

Интересно
Наряду с программированием содержания учебно-воспитательной деятельности преподавателей и учащихся появляется возможность диагностики степени сформированности того или иного качества подготовки будущего рабочего и специалиста на определенных ступенях, этапах и стадиях.

А это – ключ к единству и преемственности педагогических действий в процессе подготовки будущих квалифицированных рабочих и технических специалистов.

Становится возможным определить, что учащийся уже получил в результате предшествующих этапов воспитания, а что ему еще необходимо усвоить для успешного перехода к последующему этапу развития.

Практически это будет означать качественный переход от стихийно происходящей связи между разными ступенями и этапами развития индивида к педагогически управляемому процессу преемственного перехода между стадиями и фазами формирования качеств личности будущего специалиста.

Для примера рассмотрим процесс перехода выпускника вуза на производство. При таком переходе происходит испытание образовательного и воспитательного потенциала, полученного студентом в вузе: умение применять полученные знания и навыки в решении конкретных производственных задач, правильно вести себя в коллективе, уметь управлять людьми, учиться у старших, непрерывно работать над собой.

На этой ступени становления специалиста особенно важно обеспечить условия, при которых каждый выпускник занял бы в профессиональной структуре свое, наиболее подходящее его индивидуальным особенностям, рабочее место.

Одно из решающих условий, обеспечивающих эффективность современного производства, – умение учитывать субъективный, человеческий, личностный фактор.

Обеспечение гармонического соответствия между требованиями выполнения профессиональных функций на конкретном участке производства и индивидуальными качествами молодого специалиста гарантирует удовлетворенность работой, органическую связь труда с самоутверждением личности, стимулирует профессиональный рост, процесс самообразования и самовоспитания.

Кратко остановимся на характеристике основных стадий или фаз становления молодого специалиста на производстве.

Объектная фаза (возникновение)

Противоречие здесь заключается между готовностью молодого специалиста к инженерной деятельности вообще и незнанием специфических особенностей организации, экономики, техники, технологии конкретного производства и того рабочего места, где ему предстоит трудиться.

Разрешение противоречия состоит в оперативном ознакомлении молодого специалиста с особенностями техники, технологии, организации труда всего предприятия и кругом специальных вопросов, связанных с выполнением должностных обязанностей на его рабочем месте.

Деятельность молодых специалистов направляется на выполнение основных задач стажировки, способствующей их адаптации к работе в условиях конкретного производства.

Они знакомятся со спецификой техники и технологии, с которой связана их производственная деятельность: углубляют свои знания в области экономики производства, научной организации труда и управления; знакомятся с новейшими достижениями науки, техники и производства в конкретной отрасли; дополнительно приобретают необходимые практические и организаторские навыки для качественного выполнения должностных обязанностей.

Деятельность руководителей стажировки и преподавателей состоит в ориентации выпускников вуза на предстоящую самостоятельную трудовую деятельность, на дальнейшее повышение научной и деловой квалификации.

Руководители стажировки создают условия для ознакомления молодых специалистов с предприятием, перспективой его развития, условиями работы, системой продвижения по службе, действующей системой оплаты труда, жилищно-бытовыми условиями; помогают в составлении плана стажировки, объем и содержание которого зависят от конкретных условий предстоящей производственной деятельности молодого специалиста.

Субъектно-функциональная фаза (становление)

Противоречие здесь состоит в понимании молодым специалистом основных функций в новых условиях самостоятельной инженерной деятельности, наличии необходимой теоретической базы, внутренней готовности к выполнению должностных обязанностей и недостаточным практическим опытом деятельности на данном рабочем месте.

Разрешение противоречия происходит в результате включения молодого специалиста в производственную деятельность на конкретном рабочем месте, где освоение новых функций идет под руководством более опытного специалиста, который не только достиг высокого уровня в своей квалификации – мастерства, но и обладает умением передавать свой передовой опыт другим.

Деятельность молодых специалистов направлена на относительно самостоятельное выполнение своих основных функций на конкретном рабочем месте.

В первый период работы молодой специалист уделяет внимание конкретному изучению технологии производства, конструкций основного и вспомогательного оборудования, анализу его работы, достоинств и недостатков, при этом от молодого специалиста требуется проявление активной жизненной позиции и высоких личностных качеств (работоспособность, деловитость, инициативность, творческий подход к делу, исполнительность и активность).

Интересно
Особое значение в этот период приобретают такие черты характера личности, как чувство коллективизма, доброжелательность, принципиальность, общительность, вежливость, честность, добросовестность, уважение к людям, готовность оказать помощь коллегам по работе, отсутствие боязни советоваться, спрашивать, учиться.

Руководители стажировки создают условия для приобретения молодыми специалистами практического опыта по самостоятельной инженерной деятельности на конкретном рабочем месте и формирования активной внутренней позиции личности. Они добиваются осознания молодыми специалистами личной ответственности за состояние дел на производстве, их участия в жизни коллектива.

Освоение новых функций молодыми специалистами идет быстрее, если руководители стажировки знакомят их с совершенными методами выполнения должностных обязанностей, приемами оперативного решения производственных вопросов, контролируют выполнение индивидуальных планов стажировки, вносят предложения о переводе стажера на другую должность в соответствии с проявившимися наклонностями и особенностями.

Субъектная фаза (зрелость)

Противоречие в этом случае заключается в необходимости освоения функций самостоятельной исполнительской деятельности на конкретном рабочем месте и еще недостаточном профессиональном мастерстве специалистов по выполнению задач творческого характера.

Разрешение противоречия возможно на основе включения молодых специалистов в систему непрерывного повышения квалификации и осуществления специальных мер по ускорению их выхода на уровень мастерства.

Деятельность молодых специалистов сосредоточивается на повышении квалификации, выполнении работ творческого характера, участии в научных разработках, рационализации и изобретательстве, подготовке и публикации инновационных работ, внедрении новейших достижений науки и техники на своем участке.

Деятельность руководителей производства заключается в создании условий для непрерывного повышения квалификации и творческого роста молодых специалистов:

  • проведение специальных лекций по совершенным методам организации и руководства производством, курсов целевого назначения в институтах повышения квалификации, стажировка за границей, система технической учебы по основным проблемам производства, организация работы совета молодых специалистов,
  • проведение научно-практических конференций, организация постоянно действующих выставок научно-технического творчества молодых специалистов, вовлечение их в научно-исследовательскую работу и т. д.

Фаза преобразования

Противоречие в начале этой фазы возникает между имеющимся у специалистов профессиональным мастерством и недостаточным умением передавать навыки творческого решения инженерных задач другим членам коллектива.

Разрешение противоречия происходит в результате включения специалистов в деятельность, связанную с передачей накопленного опыта новому поколению молодежи.

Деятельность специалистов состоит в пропаганде знаний и передаче своего опыта другим, в подготовке и повышении квалификации рабочих, служащих, инженерно-технических работников.

Принимая участие в обучении и воспитании нового поколения молодежи, специалисты продолжают процесс самоорганизации, самообразования и самовоспитания.

Руководители производства и учебных заведений создают условия для передачи передового опыта новому поколению специалистов.

Они содействуют привлечению опытных специалистов производства к работе мастерами в межшкольных учебно-производственных комбинатах, в профессиональных лицеях, техникумах и колледжах в качестве руководителей производственной практики студентов, курсового и дипломного проектирования, наставников молодых специалистов на предприятиях.

Рекомендации, замечания, экспертные оценки опытных специалистов помогают работникам системы подготовки и переподготовки кадров предприятий своевременно выявлять и устранять недостатки в организации работы по развитию умений опытных специалистов передавать накопленный ими опыт творческого решения производственных проблем молодежи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)