Журналистские профессии на телевидение

Сегодня исследователи выделяют следующие особенности телевизионной творческой деятельности:

  1. В отличие от творческой деятельности писателя, художника, скульптора, телевизионная является не индивидуальной, а коллективно-распределенной. То есть результат работы каждого участника творческого процесса (продюсера, режиссера, оператора, корреспондента, редактора, ведущего, монтажера и др.) зависит от того, как поработала вся группа.
  2. Творческий характер деятельности характеризует наличие в ней задач преимущественно открытого типа, то есть задач, не имеющих четкого алгоритма решения, а также известных средств и способов достижения поставленной цели. Чем больше содержится в деятельности задач открытого типа, тем более творческой она является.
  3. Успешность реализации телевизионной творческой задачи связана как с уровнем профессионализма (совершенством владения профессиональными знаниями, умениями, навыками), так, во многом, и с техническими возможностями телекомпании.

Виды специализации на телевидении

Редактор телепрограмм – деятельность отличает то, что она имеет творческий, проектно-конструкторский, программирующий характер и охватывает все процессы. Это работа над выбором темы, героя программы, практическое участие в работе над сценарием, творческим замыслом. Редактор – это «боец невидимого фронта». Если проект удался, то, значит, хорошо поработали продюсер, автор программы, ведущий. Если есть проблемы, связанные с качеством, низкими рейтингами, значит, плохо поработал редактор.

Редактор работает с героями, с сюжетом, с мотивацией команды. Кроме этого, в оставшееся время редактор работает с разными типами текстов:

  1. текст сценария или сценарного плана, который придумывает он сам (редактор), если он является автором программы;
  2. аналогичный текст сценариста (если в программе есть сценарист), который редактору приходится улучшать – исправлять, переписывать и т. д.;
  3. звучащие синхроны героев, которые редактор монтирует по звуку, т. е. расписывает и собирает в иной последовательности, имитируя живые диалоги;
  4. закадровый текст, который редактор пишет до или после монтажа, проверяет и иногда сам наговаривает на озвучании;
  5. тексты анонсов, аннотаций, титров и т. д., создавать которые также обычно входит в обязанности редакторов.

Редактор в современном понимании его функций является хранителем и носителем формата программы, то есть ее уникальных признаков. Одной из важнейших задач редактора, связанной с формированием успешной коммуникации после выхода материала в эфир, по-прежнему остается правка текста. Она предполагает всесторонний анализ содержания и формы материала с целью его правильной оценки и совершенствования. Чтобы добиться максимального эффекта воздействия информационного телепродукта, необходимо ответить на вопрос: что нового и полезного из того или иного сюжета узнает для себя зритель?

Другой значительной задачей редактора является подбор видеоматериала, или, как называют его сами журналисты, «картинки». «Высшим пилотажем» новостной тележурналистики считаются кадры, которые говорят сами за себя, – максимальный уровень информативности и простоты понимания для зрителя. Такое видео практически не требует пояснений, что позволяет медиапродукту в кратчайшие сроки передать большое количество информации. Например, кадры с камер наружного наблюдения, запечатлевшие врезающийся в одну из башен-близнецов «Боинг» 11 сентября на Манхэттене, не нуждаются в комментариях.

Таким образом, профессиональным редактором может стать человек, который готов взять на себя ответственность за произведение, создаваемое группой. Но этого мало. Эту ответственность ему должна делегировать группа – причем не вынужденно, а по доброй воле. Другими словами, редакторами становятся люди, которым доверяют другие, доверяют их вкусу, знаниям и чувству справедливости.

Репортер – ведущая профессия телевидения. По сути, репортерская работа – основа современного телевидения; без корреспондентских материалов, отражающих реальную жизнь, телевидение представляло бы собой набор студийных передач плюс трансляцию фильмов и других рекреативных программ. Репортерская работа осуществляется в разных плоскостях. Существуют репортеры-универсалы, которые не специализируются на какой-либо одной теме; основой их работы является принцип в необходимой степени полного исследования любой темы, любого предмета. В более крупных телекомпаниях и авторитетных информационных программах очень часто существует специализация.

Репортеры могут специализироваться «по горизонтали»: в определенной сфере общественной жизни и деятельности (политика, экономика, криминальная тематика, наука, экология и т. д.). Специализация «по вертикали» означает работу корреспондента со всеми новостями, но только по одному региону, по одной стране.

Другое разделение корреспондентов основано на специализации по жанрам. Подавляющее большинство работает с оперативной информацией новостных и информационных программ. Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиями, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ.

Задача репортера – дать аудитории почувствовать атмосферу, в которой разворачивалось событие, позволить увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем.

Деятельность репортера предполагает разъезды, командировки, ненормированный рабочий день, может быть срочной, внеплановой, может проходить в нестандартных условиях, в различное время суток, в праздничные и выходные дни. Протекает в условиях высокого эмоционального напряжения.

Комментатор. «Факт священен, комментарий свободен», – так звучит один из главных законов западной журналистики. Комментарий – это точка зрения на факт, событие, процесс. В роли комментатора выступает, как правило, журналист, имеющий достаточный опыт, владеющий историей вопроса, являющийся специалистом по данной тематике, имеющий, таким образом, моральное право выступать с оценками и прогнозами. Его функция – разъяснить зрителям сложный вопрос, показать его в контексте, изложить существующие точки зрения на факт.

Обозреватель. Обозрение – один из самых устойчивых и традиционных жанров тележурналистики. Как правило, обозрение строго фактологично, причем факты отобраны и сгруппированы в соответствии с определенной авторской концепцией. Кроме того, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает взаимосвязь фактов, выделяет общее и делает свои выводы. Обозрение обычно шире, чем комментарий. Обозреватель – это специалист в какой-либо области, человек с богатым социальным опытом.

Ведущий новостных программ – профессия, которая требует колоссального бэкграунда (все, что связано с жизнью, образованием, связями и т. п. человека), то есть обширных базовых знаний по всем направлениям. Опыт работы корреспондентом, редактором и продюсером, знание самого процесса производства программ вовсе не означают, что ты будешь хорошим ведущим. Из необходимых навыков, наверное, стоит выделить быстроту реакции. Впервые увидев любой текст, то есть с телесуфлера или с листа, ведущий должен безошибочно, с нужной интонацией и с правильными акцентами донести его до зрителя, а порой многое добавить от себя. Еще одно немаловажное качество, которым должен обладать ведущий, – это, по выражению телевизионщиков, умение «пробивать экран». То есть ему должны верить. Ведущий новостной программы должен уметь делать точные подводки к сюжетам. Если это не удается ведущему, лучше, чтобы эту работу делал редактор. Нельзя для этой цели использовать первые слова репортера, сказанные на месте события.

Режиссер телевизионных программ – одна из самых сложных и интересных профессий на телевидении. Прямой эфир информационной программы и постановка телевизионного спектакля, прямая трансляция с чемпионата мира по футболу и вручение премии «Оскар», запись программы «Песня года» и работа над реалити-шоу, – вот только небольшой экскурс в работу режиссера. В отличие от работы кинорежиссера, работа режиссера на телевидении более многогранна: это и постановочные работы с актерами и неактерами, и прямые трансляции и запись, и, конечно же, монтаж и озвучание.

Шоумен – ведущий массовой (обычно студийной) передачи, ток-шоу. Важнейший элемент этого жанра – зрелищность, поэтому шоумен – это массовик-затейник высокого класса. Очень непросто держать большую группу участников передачи в заданном русле общего разговора, создавая из этого общения единое действо, интересное аудитории. Кстати, есть мнение, что шоумен – не столько журналист, сколько драматический актер, и, может быть, в этом мнении немало истины.

Интервьюер – отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении, комментарии и т. д. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы. Необходимо владеть темой настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Особенно это важно, если разговор идет в прямом эфире. Преодолеть искусственность, нарочитость атмосферы, в которой на самом деле идет разговор (присутствие камеры, освещения и т. д.) самому, помочь в этом преодолении собеседнику, установить контакт как бы интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами – значит, создать условия для выполнения задачи.

Модератор – это телеведущий, объединяющий компоненты программы в единое целое. Главное правило модератора: ведущий дискуссии не является ее участником. Не мешая участникам, модератор следит за справедливым распределением времени. Он может задавать вопросы, предпочтительно не от своего имени, а ссылаясь на другие мнения, публикации и т. п. В этом случае модератор может «дожать» гостя, если тот уходит от прямого ответа, попросить его что-либо уточнить.

Стрингер (англ. stringer, от string – привязывать, скреплять). Репортер и оператор в одном лице, работающий, как правило, в «горячих точках». Именно стрингеры показывают войну такой, какая она есть. Именно их кадры и снимки больше других вызывают отвращение к войне. Репортажи из зон бедствия, материалы, полученные из первых рук с риском для жизни – это тоже работа стрингеров. Они идут добывать новости. Британская тележурналистка спросила репортера Юрия Романова: «Что вы делаете, когда в мире нет войны?». Он ответил: «Ждем следующую». В России профессиональных стрингеров не больше пятнадцати человек, в мире – около семидесяти. И война для них – работа.

Продюсер. Продюсер – специальность универсальная, в русском и английском языках называется одинаково. В переводе с английского означает «производитель», «постановщик». Синонимов у названия нет. Профессия «продюсер кино и телефильмов» была утверждена Министерством труда лишь 31 мая 2006 года. До этого считалось, что люди, которые занимаются организацией производства, – это режиссеры.

Одна из теорий в развитии театрального дела утверждает, что XIX век – эпоха актерского искусства, XX век – век режиссуры, XXI – этап развития продюсирования.

В идеале кинопродюсер должен иметь диплом режиссера, оператора, сценариста одновременно. Продюсер, он же организатор телепроизводства – самая уважаемая профессия на телевидении. Называться его должность может по-разному – например, в Европе и Америке эти обязанности берут на себя линейный и исполнительный продюсеры. Производство телевизионных программ – процесс непредсказуемый: сегодня для съемок необходимо найти трех африканских слонов, а уже завтра съемочная группа в полном составе должна оказаться со всем оборудованием на подводной лодке. Иногда сам процесс съемок занимает всего пять-десять минут, а подготовка к нему длится не одну неделю.

Вот, к примеру, что по этому поводу говорит телевизионный журналист Татьяна Федотовских: «Я работаю в Службе новостей “4-го канала” в городе Екатеринбурге. По штатному расписанию я – продюсер Службы новостей. Должность, в которой мне приходится работать, в зарубежной телевизионной практике называется “редактор заданий” (assignment producer). В обязанности редактора по заданиям входит работа с источниками Службы новостей; отбор информационных поводов для сюжетов в вечерний выпуск; постановка четкой задачи репортеру: о чем должен быть сюжет, что в нем должно присутствовать в обязательном порядке, с кем необходимо записать интервью и т. п. Во многом от редактора по заданиям зависит, что будет в эфире новостей. В течение дня редактор по заданиям держит связь с репортерами, продолжает обзванивать источники и отслеживать ленты информационных агентств, чтобы не пропустить стоящую информацию. Обычно поставленный в жесткие рамки по количеству имеющихся в наличии съемочных бригад и репортеров, редактор заданий имеет право принять решение, от какого сюжета можно отказаться, чтобы “перекинуть” репортера на другую, более важную тему.

В России редакторы по заданиям появились на телевизионных станциях сравнительно недавно. Ошибка многих руководителей Службы новостей в том, что на место редактора заданий определяют тех, из кого не получился репортер. Лучше, если человек, занимающий эту должность, будет иметь опыт работы в новостях не меньше года-двух (обычно к этому времени у сотрудника новостей появляются неплохие источники информации и личные контакты). Неплохо было бы выбрать редактора по заданиям из сотрудников, которые родом из города, где вещает станция: человек в этой должности должен хорошо знать “географию” региона, в котором работает».

Собственные корреспонденты. Они следят за событиями на местах. За 3–4 дня сообщают о предстоящих событиях старшему редактору. Тема репортажа должна быть утверждена главным редактором. Снятый репортаж присылается вместе с отпечатанным текстом в редакцию. Кроме этого, на местах должны быть созданы необходимые условия для их работы: приоритетное право на съемки, монтаж, транспорт, связь и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)