Авторизация (стендап и появление в кадре)

Стендап – это микроистория. Журналист, находящийся на месте события, самим своим присутствием определяет достоверность сообщения. Исторически сложилось так, что зритель больше доверяет информации, если видит на экране ого, кто ее подготовил. Доверяют корреспонденту – доверяют и телеканалу. Контакт происходит по принципу «глаза в глаза». В процессе диалога зрителя с репортером стендап является высшей точкой, где общение становится наиболее доверительным, близким. Главное значение стендапа – оживить бездушную технику, вместо общения с ящиком создать иллюзию разговора с ближним. В стендапе корреспондент становится не просто автором текста, но и непосредственным участником действия и события. Самые оригинальные и неформальные творческие решения можно воплотить именно в стендапе.

Ирвинг Фэнг дает следующие рекомендации по этому поводу: «Идите с демонстрантами без ущерба для своего здоровья; проезжайте по снесенному городу; сидите на полуразвалившемся крылечке рядом с работниками соцобеспечения и бедняками; стойте в толпе орущих подростков; выходите из-за диковинной статуи; рассказывайте о знаменитости, когда она за вашей спиной говорит или пожимает руки. Будьте визуальной частью сообщения!»

При этом стоит разграничивать понятия «стендап» и «появление в кадре» – именно такое деление предлагает Н. В. Зверева. Разница в том, что в первом случае работа журналиста в кадре «требует четкой раскадровки и всегда имеет законченную драматургию, то есть включает завязку, кульминацию, развязку». Обычно стендап как сценарный эпизод содержит несколько планов разной крупности, снимается тщательно и в несколько дублей; его главная функция в сюжете – объяснить и показать.

Появление в кадре делать проще и гораздо быстрее, что очень важно при съемках экстренного события. В таком эпизоде все понятно с первого момента и ничего не меняется, кроме дополнительной информации, сообщаемой журналистом, возможно только укрупнение и подчеркивание какой-то детали. Стоит отметить, что стендап делает сюжет более выигрышным и интересным, нежели обычное появление в кадре. Но заметим также, что появление в кадре многими журналистами принято называть стендапом-стойкой.

В идеале, авторизация материала должна производиться на месте ключевых событий сюжета (учитывая, что материал может сниматься в нескольких точках для более полного освещения темы). Но в исключительных случаях, если автор по объективным причинам лично не присутствовал на съемках важных кадров для репортажа, а, например, получил их по каналам видеообмена, яркий и гармоничный стендап может быть записан на другом подходящем фоне.

Среди мастеров стендапа можно назвать Леонида Парфенова, Илью Зимина, Вадима Такменева, Павла Селина, Антона Войцеховского.

Наиболее уместными для применения стендапа ситуациями могут быть такие: корреспондент или редакция в целом имеют собственную точку зрения на происходящее или какую-то особую информацию, однако отсутствует видеоряд для того, чтобы ее проиллюстрировать.

Например, такой текст: «Впервые новогодняя Елка для детей во время войны в Новосибирске была организована не в 1945 году, как принято считать, а еще в самом начале Великой Отечественной в 1942. Об этом мало кто знает». Видеосъемки действий 1942 года, естественно, отсутствуют.

В этом случае убедительнее будет стендап корреспондента на фоне новогодней городской Елки. А для еще большей убедительности можно вести в стендап такие слова: «И стояла она здесь, в городском парке, который назывался тогда парком культуры и отдыха имени Сталина».

Стендап используется:

  1. Если необходимо связать между собой эпизоды, места событий и т. д.
  2. Для авторизации корреспондента, о чем уже говорилось выше. Стендап облегчает понимание сути события или иллюстрирует его. Журналист может реконструировать событие. Например, он повторяет путь, который проходил герой репортажа: «Вот из этого подъезда он вышел и пошел в тот дом».
  3. Для изложения контекста события, его предыстории. Даже при наличии соответствующего материала прямое обращение к зрителю иногда бывает более эффективным. Корреспондент появляется в кадре, когда нет другого способа рассказать о событии. Например, судебное заседание по делу маньяка объявлено закрытым. У репортера нет кадров – показывать входную дверь в здание суда больше 15 секунд нельзя, поэтому в этом случае репортер может встать в кадр и пересказать то, что видел или слышал.
  4. Чтобы проанализировать ситуацию или высказать свой (редакционный, корреспондентский) прогноз относительно грядущего развития событий (в этом случае стендап незаменим). Павел Шеремет приводит пример из собственной практики: «В июле 1997 года президент Белоруссии объявил новую дату празднования Дня независимости страны. Это был пик его правления. К этому моменту он победил всех своих врагов, распустил строптивый парламент, закрыл половину оппозиционных газет и прочее, и прочее. Мне надо было сделать большой репортаж для аналитической программы на Первом канале. Обязательное условие – стендап. Тема: “Великий и ужасный Лукашенко”. Я решил, что все выводы и философские рассуждения оставлю для стендапа. Но где записать его? Просто встать на центральной площади города и отбарабанить текст? Это слишком формально и неинтересно. Я долго ломал голову и искал обстоятельства, которые бы подчеркивали узурпацию власти в Белоруссии. Мне необходим был символ. И я его нашел. Я узнал, что по ночам военные проводят репетиции парада. Ночной парад – это всегда красиво и немного устрашающе. Я поехал на центральную площадь Минска и записал стендап на фоне марширующих барабанщиков. Представьте: ночь, тишина, военные чеканят шаг на асфальте, и гулкое эхо разносится по площади. Барабанщики из суворовского училища в черной форме идут строем, и все одновременно отбивают ритм на барабанах – жуткое, завораживающее зрелище. Оно очень напоминало ночные военные марши в Германии времен Гитлера. Я хотел провести параллель между этими диктаторами. И у меня это прекрасно получилось. Лукашенко понял, что я имел в виду. Через два дня после выхода репортажа в эфир меня лишили аккредитации, а еще через пару недель арестовали».
  5. Для описания чьих-либо, а может быть, и собственных ощущений или эмоций. Например. Идет сжигание конфискованных наркотиков. На заднем плане – огонь, бойцы ОМОНа. Текст стендапа: «За моей спиной сейчас горят примерно сто пятьдесят тысяч долларов. Именно столько стоят восемьдесят килограмм опиума. У кого-то это зрелище, вероятно, вызовет слезы…».
  6. Для наглядной демонстрации какого-либо действия. Например, указующие: «За моей спиной (легко обозначенный поворот и жест) – дорога, ведущая в…». Михаил Дегтярь приводит пример своего самого яркого стендапа – демонстрации:

«Снят он в 1989 году. Сначала он мне приснился. Все только начиналось тогда. Глаза горели. Мы делали репортаж о нудистах. Снимали в Крыму, в Москве, в Серебряном бору (там есть пляж, отданный специально для нудистов) и в Латвии. Очень много было точек съемок. Нужен был какой-то очень острый стендап. Представьте себе длинный-длинный берег. Я иду по нудистскому пляжу, совершенно одетый в пиджаке, в кепке даже. И передо мной лежит очаровательная голая девушка на спине. Я подхожу к ней. Она смотрит на меня как на сумасшедшего. У меня был динамический микрофон, никаких петличек тогда не было. И я говорю ей: «А вам не стыдно здесь лежать»? В общем, пристыдил. А она – мне: «Да пошел ты!», – грубо очень, и поворачивается ко мне спиной. И я ей прямо на ягодицы кладу динамический микрофон и ухожу из кадра…голый ниже пояса. Это, конечно, было хулиганство, допустимое в то время, когда ломалась страна, и начальники много не понимали и многое допускали. Сюжет этот, кстати, показали на «Гостелерадио» еще, по ленинградскому телевидению».

Стендапы в структуре сюжета:

  1. Стендап в начале сюжета. До возникновения формата «инфотейнмент» стендап в начале сюжета считался недопустимым, поскольку считалось, что в сюжете важен не автор, а действие. С появлением стилистики «развлекая – информирую» корреспонденту отводится роль телезвезды (это явление взяло начало из развлекательного радиовещания, когда радиостанции шли по принципу: каждое радио – это радио определенных имен диджеев). Сегодня такое положение стендапа вполне уместно. Подобная стилистика пришлась весьма кстати при освещении ЧП. (например, стойка и проходка во время пожара, стойка у оцепленного эпицентра ЧП и т. п.). В этом случае стендап играет роль прямого включения, оживляет начало сюжета. Стендап в начале сюжета предполагает особую ответственность перед зрителем.
  2. Стендап в первой половине сюжета. Необходим для изложения контекста события, его предыстории.
  3. Стендап в середине сюжета. Как правило, играет роль классического «золотого сечения». Стендап в середине сюжета экономит время изложения материала. Помогает логично перейти от одной ко второй части изложения повествования.
  4. Стендап во второй половине сюжета. Вторая часть сюжета – идеальное место для стендапа в структуре материала. Здесь стендап всегда либо развивает ситуацию, либо объясняет, поясняет ее.
  5. Финальный стендап. Яркий по тексту, по картинке. Недопустимо использование штампов, дидактики: «Надеемся, что этого больше не повторится», призывов и лозунгов: «Берегите лес!». В финальном стендапе корреспондент обязательно должен в кадре записать представление: «Вадим Иванов, Иван Вадимов, специально для Первого канала».

Виды стендапов:

  1. Стойка. Выбрав этот тип стендапа, корреспондент должен четко понимать, что он автоматически становится не главным, не героем и не участником события. В этом случае второй план стендапа, т. е. то, что за спиной корреспондента, выходит на первый план. Все это требует повышенного внимания и придирчивого поиска фона. Второй план стендапа должен быть обязательно, недопустимо писать стендап на голой стене, разумеется, если только корреспондент не обыгрывает что-то игрой теней на стене. Текст в стендапе-стойке должен быть безупречным, максимально ярким и лаконичным.
  2. Проходка. Обязательно нужно двигаться от чего-то к чему-то. Видов проходок, в свою очередь, несколько:

Проходка прямо на камеру. Как правило, пишется в толпе, или с эффектом неожиданной перспективы. Корреспондент движется на зрителя и в финале стендапа камера показывает то, что было скрыто от глаз зрителя. Например, в финале стендапа о наводнении в населенном пункте камера показывает, что корреспондент стоит по щиколотку в воде.

Панорамная проходка служит для того, чтобы пространственно обозначить и проиллюстрировать текст стендапа – одинаково уместна как в помещении, так и на улице. Михаил Дегтярь, бывший корреспондент телеканала Россия, стал одним из признанных мастеров стендапа, его дважды утверждали лауреатом национальной премии «ТЭФИ» в номинации «Репортер». Вот один из лучших стендапов Михаила Дегтяря: Футбольные ворота. Журналист в роли вратаря. Вот он ждет мяч. Вот ловит его. Поймав, говорит: «Жизнь – это тоже игра, зачастую игра без правил. Но человек может сам устанавливать правила своей игры и стать в ней победителем».

Это показано на крупном плане журналиста в спортивном костюме с мячом в руках. Затем он бросает мяч на поле, камера делает резкую, уверенную панораму направо, и мы видим, как мяч отбивает молодой человек. А в следующем кадре становится видно, что этот молодой человек имеет только одну ногу. Он на костылях, как и все другие футболисты. Так начинается репортаж, посвященный параолимпийским играм инвалидов.

Проходка по диагонали. Один из самых сложных видов проходки, требует мастерства оператора. Правильно снятая проходка-диагональ решает сразу две задачи: показывает пространство, как в панораме, и создает эффект неожиданного появления, как в проходке «прямо на камеру».

Проходка от камеры назад решает те же задачи, что и проходка прямо на камеру. Этот вид проходки незаменим. Когда необходимо показать перспективу, это один из эмоциональных стендапов. Кроме того, стендап решает ретроспективные задачи. Например, отходя назад от камеры, корреспендент говорит, что еще некоторое время назад здесь стоял дом-памятник архитектуры, на месте которого сегодня раз-
вернулась стройка крупного бизнес-центра.

  1. Демонстрация.

Со спецэффектами. Пишется на фоне хромакея (фон для кино- или видеосъемок), где показываются графики, диаграммы, кадры из архивных передач. Корреспондент комментирует видео за своей спиной, иногда с помощью спецэффектов достигается иллюзия присутствия журналиста в необходимом месте, связанном с темой сюжета.

Без спецэффектов. Пишется в том случае, когда журналист может что-то наглядно показать, пояснить. Например, журналист в кадре рукой зачерпывает воду из реки и демонстрирует, каков эффект от загрязнения ее из-за аварии на очистных сооружениях выше по течению. Или в одном из сюжетов, посвященных высокой стоимости жилья в Москве, корреспондент телеканала «Россия» Екатерина Яковлева выложила долларами квадратный метр площади квартиры. То есть она взяла четыре тысячи долларов и выложила их аккуратно в начерченный мелом на полу новостройки квадрат.

  1. Стендап-эксперимент. Эффект «проверено на себе». Корреспондент скачет на лошади, учится кататься на сноуборде или лазать по скалам. Кроме того, корреспондент может рассказать, как он себя чувствует в тридцатикилограммовой форме хоккеиста или в костюме водолаза образца 1920 года.

Например. Корреспондент висит в воздухе, на нем шлем, он летит на дельтаплане. Мы видим под его ногами город. Когда отключается двигатель мотодельтаплана, начинается то, что пилоты называют свободным полетом. Текст: «Только ты, ветер и ощущение пустоты под ногами – целая гамма чувств, которые до конца осознаешь лишь на земле. И еще назойливая мысль, что на землю уже не хочется. После посадки эта мысль становится навязчивой. Не случайно дельтапланеристы предупреждают всех новичков – если мало зарабатываешь, лучше не начинай, потому что, поднявшись в воздух один раз, остановиться уже не сможешь».

  1. Стендап-цитата. Корреспондент зачитывает выдержку из документа с обязательными словами – «цитирую» и «конец цитаты». В таком типе стендапа выдержка из другого текста должна быть максимально короткой.
  2. Стендап с ассистентом в кадре. В этом виде игрового стендапа помощником корреспондента, как правило, становится герой сюжета.
  3. Стендап-сюжет.

Перекрытый. Самый простой вид стендапа. Создается для оперативного размещения материала в эфир. Начальные и финальные кадры не перекрываются. Основной текст корреспондента перекрыт картинкой.

Неперекрытый. Достаточно сложный, ответственный вид стендапа. Пишется тогда, когда нет времени на подготовку сюжета, а главное – картинки. Например, в случае серьезного ЧП или ДТП. Например, корреспондент в кадре стоит рядом с попавшим в аварию пассажирским автобусом и воспроизводит текстом события. Это может быть сюжет-анонс, когда корреспондент подробный материал на эту тему подготовит позже. Например: «Довести домой сотрудников предприятия “Сжиженный газ” водителю этой вахты не удалось. Вынужденную посадку он совершил здесь на дороге к поселку Кадышево. Очевидцы утверждают, что с правой стороны на автомобиль бросился пожилой мужчина. Пострадавшим оказался житель поселка Сухая река Владимир Татаринов. Его госпитализировали в 12-ю горбольницу. Предварительный диагноз – подозрение на перелом носа, рана бровей, а также многочисленные ушибы. Установили медики и то, что гражданин находился в нетрезвом состоянии. Все детали происшествия предстоит выяснить сотрудникам ГИБДД».

Технология создания стендапа

Стендап пишется тогда, когда корреспондент осмыслил суть происходящего, разобрался с темой. Стендап всегда пишется минимум в двух дублях. В финальном стендапе через паузу обязательно пишется представление. Необходимо помнить о последней фразе перед представлением. Необходимо избегать комичных ситуаций, например: «Страна должна знать своих героев. Елена Иванова, Дмитрий Петров», «Их осталось совсем мало. Все остальные были убиты. Варвара Иванова, Алексей Золотарев», «И они остались разгребать Авгиевы конюшни. Ирина Зорина, Константин Сидоров».

Стендап в новостях всегда пишется без головного убора. Исключение – стендап-перевоплощение или стендап-демонстрация.

Стендап можно не писать, если снимается сюжетпортрет, репортаж с похорон, или если в сюжете обилие прекрасных лайфов.

Чего нельзя делать в стендапе? В службе новостей Первого канала журналисты попытались составить подробный список, в котором было бы написано, чего не стоит делать в стендапе. Список был довольно большой, корреспондентам казалось, что они учли все возможные ситуации. Например, они запретили репортерам появляться в кадре, лежа на диване, сидя в меховой шапке на голове, с чемоданом и прочими неуместными вещами в руках. Служба новостей Первого канала отобрала все курьезные стендапы, проанализировала типичные ошибки репортеров и составила памятку. Казалось, что они застраховались на все случаи жизни.

Но все равно нашелся человек, который всех удивил. В Самаре поздно вечером горело здание областного Управления внутренних дел. Картина соответствующая: люди кричат, кто-то выпрыгивает из окон, спасаясь от огня. В кадре появляется репортер. Он рассказывает о том, что происходит вокруг него, зажав в руках сумочку для документов. На вопрос, почему он так записал стендап, корреспондент ответил, что ему некуда было ее положить, а вокруг было грязно и пыльно.

Константин Гаврилов в своей книге «Как делать сюжет новостей» пишет: «Доверие зрителя к стендапу безгранично. Поэтому категорически недопустимо удовлетворять самолюбие, когда делаешь стендап. Вы появляетесь в кадре не для того, чтобы родители увидели, какой хороший и умный вырос у них ребенок. Ваша задача – донести до человека по ту сторону экрана живые эмоции, бушующие перед камерой. А кроме того, поставить все точки над “i”, завершить историю и подтвердить победу героя. А еще высказать субъективную оценку события и сделать логические выводы, которых ждет зритель. На все это у вас есть 10–15 секунд».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)