Стратегии конфликтного взаимодействия

В ситуации конфликта люди не всегда рационально выбирают ту или иную стратегию взаимодействия. Как указывает В. А. Фокин, «…существуют два принципиально различных способа реагирования в конфликтных ситуациях:

  • рациональный — поведение субъекта определяется осознанными им целями, а средства, используемые для достижения своих целей, адекватны сложившейся ситуации, тогда его поведение в основном предсказуемо;
  • иррациональный — цели субъекта не вполне ясны ни ему самому, ни окружающим; используемые средства неадекватны целям, и поведение его характеризуется тем, что оно не является привычным для него в аналогичных ситуациях…».

Автор видит причины этого в амбивалентном проявлении конфликтогенных и конфликтоэлиминирующих сил, а также в особенностях и глубине межличностных отношений, особенностях личности, социокультурной ситуации, в частности, степени действенности традиционных норм и ценностей поведения. Конфликтогенные и конфликтоэлиминирующие силы имеют как внешнюю, так и внутриличностную природу. Конфликтоэлиминирующие силы создают некий барьер, препятствующий развертыванию конфликтного поведения. Иррациональный вариант поведения более вероятен при большой значимости ситуации для участников, а также при высокой степени субъективной близости конфликтогенных и конфликтоэлиминирующих моментов.

Таким образом, реальное конфликтное поведение может сочетать как сложные рациональные стратегии, так и некоторые иррациональные включения, что чрезвычайно затрудняет его анализ и психологическую помощь конфликтующим сторонам. В связи с этим, особой задачей должно стать выявление признаков иррационального поведения.

Стратегии, которые реализуются в конфликтном взаимодействии, находят отражение в поведении людей. Как правило, выделяют пять стилей конфликтного взаимодействия. Различные авторы используют сходные, но не идентичные классификации.

Так, Блейк и Моутон к их числу относят: уклонение, сглаживание,
принуждение, компромисс, решение проблем.

У. Томас и Р. Килмен, используя две переменные: напористость (внимание к своим интересам) и кооперацию (внимание к интересам другого), выделили следующие стили конфликтного взаимодействия: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество и соревнование.

Соревнование, конкуренция, конфронтация, соперничество реализуют стратегию, направленную на удовлетворение своих интересов в ущерб другому. Приспособление в противоположность соперничеству означает принесение собственных интересов в жертву ради другого. Избегание как стратегия примечательно тем, что для него характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Сутью компромисса является тактика второстепенных уступок. Стратегия сотрудничества реализуется в том, что участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Существует перечень обстоятельств, для которых признается целесообразным реализация конкретной стратегии конфликтного взаимодействия. Так, сотрудничество и выработка совместных решений при возникновении конфликтных ситуаций рекомендуются в следующих случаях:

  • когда каждый из подходов к проблеме слишком важен и не допускает компромиссных вариантов;
  • если основной целью обсуждения является приобретение совместного опыта работы, получение широкой информации;
  • когда необходима интеграция точек зрения и сближение мнений сотрудников, имеющих различные подходы к решению проблемы для выработки оптимального решения;
  • если представляется важным повышение личностной вовлеченности в деятельность, деловое общение и укрепление групповой сплоченности;
  • когда необходимо преодолеть негативные эмоции, препятствующие развитию целесообразных для деятельности отношений.

Стиль приспособления рекомендуются в ряде конфликтных ситуаций:

  • когда наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
  • если предмет разногласия более существен для оппонентов и требуется удовлетворение их притязаний, восстановление обстановки сотрудничества и взаимопомощи;
  • если необходимо упрочить взаимное доверие и стремление прислушиваться к мнению других, если открывается возможность более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается в данный период;
  • если существует возможность позволить оппонентам действовать по собственному усмотрению, с тем чтобы они приобрели умения и навыки, извлекая уроки из собственных ошибок;
  • когда необходимо признать собственную неправоту или когда сложно отстаивать свою точку зрения.

Игнорирование конфликта признается целесообразным, если:

  • источник разногласий тривиален и несуществен по сравнению с более важными задачами;
  • необходимо время для того, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
  • изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе конфликта представляются более важными, чем немедленное принятие решений;
  • предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем;
  • конфликтующие стороны могут сами’более успешно урегулировать конфликт;
  • отсутствие согласованности, отчужденность, непримиримость, которые могут еще больше проявиться в процессе решения конфликта, вызывают сомнние в необходимости рассмотрения проблемы в данный период времени.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)