Сегментация рынка банковских услуг
Направления сегментирования рынка банковских услуг для частных клиентов достаточно разнообразны.
Демографические:
- род занятий;
- уровни дохода;
- национальность;
- образование;
- размер семьи;
- социальная группа;
- пол;
- возраст;
- семейное положение.
Географические:
- размещение рынков и плотность размещения;
- характер сезонов;
- структура транспортной связи и т. д.
Социологические:
- характеристики личности;
- образ жизни;
- стиль потребления;
- ценности и т. д.
Поведенческие:
- лояльность;
- требуемые / игнорируемые услуги;
- чувствительность к изменениям цен;
- чувствительность к качеству и т. д.
По потребностям:
- ссуды,
- различные чековые, сберегательные счета;
- трастовые услуги;
- кассовый менеджмент,
- услуги по депонированию денежной суммы у третьего лица на чье-либо имя;
- услуги по банковским карточкам и т. д.
Анализ рыночных сегментов позволяет:
- выявить целевые сегменты, на которых банк может занять большую долю рынка за счет увеличения емкости растущего рынка или лучшего продвижения своих услуг, нежели это делает банк-конкурент;
- оценить реакцию клиентов на предлагаемую банком новую услугу на определенных сегментах;
- привлечь круг потенциальных клиентов, для чего банку необходима информация, как эти клиенты работают с конкурирующими финансовыми учреждениями и т.п.
Оценка сегментов рынка банковских услуг проводится по следующим направлениям:
- определение размера сегмента, его доли на рынке;
- оценка динамики развития сегмента;
- оценка прибыльности сегмента;
- определение уровня конкуренции;
- выявление важных изменений;
- определение движущих сил внутри рынка;
- выявление воздействий, угрожающих рынку со стороны окружающей среды;
- возможность разделения сегмента на подсегменты.
Маркетинговое исследование клиентов должно определить, какую важность клиенты придают таким факторам, как:
- имидж ссудодателя,
- способность к прогрессу,
- стабильность,
- доступность кредита без специального обеспечения, >- срок долгового обязательства,
- опыт предшествующих взаимоотношений,
- плата за услуги,
- скорость обслуживания,
- доступность банка с учетом его филиалов.
Кроме того, маркетинговое исследование позволяет ответить на вопросы:
- какие характерные черты банковских услуг наиболее важны для клиентов?
- есть ли какие-либо явные тенденции, которые представляют особую важность для клиентов?
- есть ли какие-либо неудовлетворенные потребности?
- какие изменения в окружающей среде затрагивают наши отношения с клиентами?
- является ли банк уязвимым при изменениях окружающей обстановки, которая воздействует на клиентов и может быть не выявлена при других методах исследования?
Критерии российских потребителей при выборе банка мало чем отличаются от критериев, принятых на Западе. По данным маркетинговых исследований, на рынке потребителей банковских услуг основным критерием является надежность.
Выводы, полученные при исследовании, должны быть обобщены в отчете о положении клиентов. Этот отчет содержит обработанную статистику о группах, существующих на рынке, и выводы, полученные при исследовании.
В банковской сфере проводится изучение конкурирующих финансовых учреждений и их сегментация.
В основе сегментации конкурирующих банков и других финансово-кредитных учреждений должна быть информация следующего характера:
- финансовое положение,
- размер уставного и акционерного капитала,
- расположение основных офисов или филиалов,
- спектр услуг,
- качество услуг,
- обслуживаемые сегменты рынка,
- доля рынка в каждом сегменте,
- использование последних достижений банковских технологий,
- имидж,
- уровень автоматизации,
- стандарты кредитоспособности,
- квалификация персонала,
- стоимость услуг,
- эффективность рекламы,
- эффективность продаж банковских услуг,
- эффективность сегментации рынка,
- имена и биографические данные директоров и руководящего персонала,
- сильные стороны рыночной деятельности: доминирование, дифференцированное предложение, инновации,
- усилия по стимулированию, альянсы на новом рынке,
- основные счета.
Основные варианты взаимодействия банка с целевыми сегментами рынка являются стандартными и не отличаются от рынков других товаров и услуг.
Дифференцированный маркетинг — ориентация банка на два или более различных рыночных сегмента.
Массовый (недифференцированный) маркетинг — единая программа предоставления услуг всем группам клиентов.
- Специфика товарного предложения и целевой аудитории
- Специфика рынка информационно-справочных ресурсов
- Диагностика коммуникативной ситуации банка
- Определение целевых аудиторий и выработка коммуникационной концепции
- Коммуникативная политика на рынке банковских услуг
- Ценовая политика банка
- Услуги в банковском предпринимательстве
- Новые подходы к банковской маркетинговой стратегии
- Стратегия банковского маркетинга
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу