Роль социального диалога в практике профсоюзной работы образовательных организаций

Анализ социальной, философской, психолого-педагогической литературы показал, что термин «социальное партнерство» появилось в России в связи со сменой форм собственности. Мы уточнили, что первоначальный смысл термина состоял в том, что представители работодателей и работников, должны решать проблемы взаимоотношений путем переговоров, нахождения компромиссов и достижения согласия на взаимовыгодной основе. Распространение экономических отношений во все сферы государства расширило понятийный аппарат этого термина.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, в котором дано законодательное определение рассматриваемого нами термина: «социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателя), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ТК РФ).

Профсоюзы России – одна из видных общественных организаций трудящихся, созданы в нашей страны в 1905 г. и начали действовать легально на основании Временных правил на общества и союзы, утвержден Императором Николаем II 4 марта 1906 года. Формирование профсоюзов было возможно только по профессиональному принципу, в них могли выступать лица, которые занимались однородными, либо имеющими между собой связь с работами и промыслами.

Основные цели профессиональных обществ – выяснение согласования экономических интересов, улучшение условий труда своих членов и понятия производительности, принадлежащих им предприятий.

В СССР профессиональные союзы были включены в механизм государственного управления, все вопросы, относящиеся к регулированию трудовых и социальных отношений, решались централизованно на уровне ЦK КПСС, Совета Министерств СССР, ВЦСПС, министерств и ЦK отраслевых профсоюзов. И только отдельные вопросы исполнительного характера рассматривались на региональных и территориальных уровнях.

В этот период профсоюзы занимались в основном мобилизацией трудящихся на выполнение производственных планов, поддержанием трудовой дисциплины, а также решением отдельных проблем улучшения условий и оплаты труда.

В. А. Михеев отмечает, что «… профсоюзам СССР были делегированы государственные функции руководства социальными фондами (пенсионным и социального страхования) санаторно-курортными, спортивными и другими оздоровительными учреждениями. Они осуществляли контроль и надзор за  соблюдением трудового законодательства с помощью технических и правовых инспекций профсоюзов, которые вправе были налагать административные штрафы на нарушителей – должностных лиц.

Профсоюзы России 90-х гг. XX в. претерпели принципиальные изменения и приобрели новые функции.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях», принятом в декабре 1995 г., они наделены правами:

  • представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников;
  • участия в согласовании вопросов оплаты труда, форм материального поощрения, размеров тарифных окладов, норм труда и закрепления их в коллективных договорах и соглашениях;
  • ведения коллективных переговоров, заключения договоров, соглашений осуществления контроля за их выполнением;
  • участия в урегулировании трудовых конфликтов, коллективных споров;
  • содействия занятости работников;
  • осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде;
  • охраны труда и окружающей среды;
  • социальной защиты работников;
  • взаимодействия с органами государственной власти в управлении фондами социального, медицинского страхования, занятости, организации оздоровительных мероприятий, в развитии санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, физкультуры и спорта.

В классификации современного профсоюзного движения существует несколько подходов. Остановимся на рассмотрении двух из них наиболее значимых. Первый подход основывается на характеристике двух основных групп с условными названиями – традиционные и новые альтернативные демократические профсоюзы.

Традиционные профсоюзы – это профсоюзы, в своей основе сформировавшиеся в условиях командно-административной системы, которые объединились в 1990 г. в Федерацию Независимых профсоюзов России (ФНПР). Ныне она объединяет 43 отраслевых и 79 территориальных профсоюзных объединений, более 380 тыс. первичных организаций общей численностью около 47 млн чел. В целом ФНПР охватывает преимущественное большинство работающих на предприятиях и в учреждениях всех форм собственности.

Альтернативные (новые) профсоюзы – это объединения, сформировавшиеся в основном на волне забастовок 1989–1991 гг. и конкурирующие с традиционными по различным направлениям социально-экономической и политической жизни.

Из числа новых отраслевых профсоюзов наибольшую активность и популярность имеют горно-металлургический профсоюз России численностью около 1,5 млн чел.; Соцпроф, объединяющий около 500 тыс. членов; Независимый профсоюз горняков, насчитывающий 70 тысяч членов.

Профсоюзное движение России характеризуется организационно-структурным плюрализмом, демократичностью принципов его развития, свободой выбора работниками своего членства в различных профсоюзах.

По Конституции РФ профсоюзы не имеют права законодательной инициативы. Они должны вступать  в контакт с теми, кто обладает таким правом, вести переговоры с ними о предложениях по внесению и принятию соответствующих законопроектов и нормативных правовых актов.

В связи с этим ФНПР, начиная с 1994 г., разрабатывает и осуществляет план конкретных действий законопроектной деятельности в Государственной Думе Российской Федерации, устанавливая постоянные контакты с руководителями большинства ее Комитетов, участвует в обсуждении и экспертизе законопроектов.

ФНПР в своей законотворческой деятельности активно и целенаправленно использует технологии переговоров, консультаций, круглых столов, пресс-конференций, лоббирования.

В интересах результативности форм взаимодействия профсоюзов с властными структурами в ряде из них созданы отделы по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации, органами государственного управления; информационно-аналитические центры, выполняющие функции служб «паблик рилейшнз». Их главные задачи: развитие деловых творческих контактов с органами государственной власти, общественностью; оперативное информирование членов профсоюзов, трудящихся, работодателей, предпринимателей о позициях и реальной роли профсоюзов в обществе.

Интересно
Своеобразной формой взаимодействия профсоюзов с властными структурами в сфере защиты социально-экономических прав и интересов работников является законоприменительная практика. Ее основу составляет их совместная деятельность в подготовке обращений в суды и правоохранительные органы по поводу рассмотрения нарушений законодательства.

Существуют разнообразные технологии взаимодействия профсоюзов с властными структурами, объединениями работодателей, предпринимателей, которые применяются в ходе разработки, принятия и осуществления экономических и социальных программ по различным направлениям и сферам; подготовке и реализации Генерального и отраслевых соглашений в системе социального партнерства.

Наиболее распространенными технологиями взаимодействия профсоюзов с органами государственной власти, работодателями и предпринимателями являются:

  • заключение соглашений и договоров;
  • проведение согласительных и примирительных процедур;
  • лоббирование интересов наемных работников в органах власти и объединениях работодателей;
  • обращение к средствам массовой информации.

Если взаимодействие профсоюзов с властными структурами не приносит результата, профсоюзы прибегают к жестким формам давления. Среди них наиболее популярными, как отметили профсоюзные активисты, являются: проведение митингов и демонстраций; пикетирование органов государственной власти; проведение забастовок; публикации документов протеста в средствах массовой информации; сбор подписей под документами протеста; обращение в суд и прокуратуру.

В. А. Михеев отмечает, что эффективность взаимодействия профсоюзов с властными структурами на различных уровнях оценивается экспертами следующим образом (в % к общему числу опрошенных).

Роль социального диалога в практике профсоюзной работы образовательных организаций

Итоги, отраженные в таблице, свидетельствуют о том, что, эксперты достаточно высоко оценили взаимодействие профсоюзов с госслужбой на региональном уровне (47 %) и в трудовом коллективе (41 %).

Основа системы социального партнерства в профсоюзах – это коллективные договоры и соглашения. При их подготовке, подписании и реализации используются многообразные технологии и механизмы.

Наиболее распространенными их них являются переговоры, как одно из эффективных средств человеческого общения.

Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться серьезные разногласия, и на этой почве возникает конфликт. Возможна и другая ситуация, когда после урегулирования конфликта бывшие соперники начинают сотрудничать. Переговоры необходимы для подготовки, принятия договоров, соглашений, а также в ходе их осуществления.

Технологии переговоров – это совокупность действий, предпринимаемых сторонами; применение соответствующих принципов, использование определенных способов, приемов, методов и форм партнерских отношений.

Профсоюзам чаще всего приходится вести переговоры с партнерами-работодателями, предпринимателями и представителями властных структур.

Разнообразные практические приемы на переговорах применяются в зависимости от того, на каком этапе находится сам процесс переговоров.

Приемами, имеющими широкое распространение на всех этапах переговоров, обычно характеризуются:

  • «уход» прямой или косвенный, выраженный в предложении отложить рассмотрение вопроса или в ответе крайне неопределенного содержания;
  • «затягивание» переговоров с «выдвижением» серии различного рода «уходов»;
  • «выжидание» и формулирование своей позиции в зависимости от полученной информации;
  • «выражение согласия» с подчеркиванием общности позиций с партнером;
  • «выражение несогласия» с предложениями и позицией партнера;
  • «салями» – медленное приоткрывание собственной позиции, чтобы получить как можно больше информации от партнера.

Разнообразные тактические приемы используются в ходе переговоров на стадиях: уточнения интересов и позиций, их обсуждения или согласования.

В условиях уточнения интересов и позиций чаще всего используются приемы: «завышения требований», «расстановки ложных акцентов в собственной позиции», чтобы получить нужное решение по другому, более важному вопросу; «отмалчивания», заключающегося в создании неопределенности на первом этапе переговоров; «блефа», т. е. предоставления заведомо ложной информации; «открытия интересов и позиций», осуществляемые в выступлениях и сформулированных предложениях.

На этапе обсуждения интересов и позиций партнеров чаще всего практикуются приемы, связанные с уточнением их различий, а именно: указание на слабые стороны оппонента (недостаточность полномочий, нервозность и необоснованность суждений.

На этапе согласования интересов и позиций реализуются в основном приемы:

  • принятия предложений;
  • выражения согласия с частью предложении;
  • отклонения предложений, как выделение различий.

Приемы, относящиеся ко всем этапам, но имеющие свою специфику в применении, используются в следующих формах: «пакетирование», рассмотрение вопросов в виде «пакета»; «выдвижение требований в последнюю минуту», применяемые чаще всего в самом конце переговоров, когда достигнуто согласие и необходимо добиться еще какой-либо уступки.

В условиях социальных конфликтов, стачек, забастовок профсоюзы чаще всего используют технологии конфликтологической стратегии, выражающейся преимущественно в трех видах, а именно: технологии достижения компромисса, одностороннего доминирования и интегративной стратегии.

Стратегия компромисса при разрешении конфликтов предполагает допущение взаимных уступок конфликтующих сторон, отказ от части интересов, взаимное согласование целей.

Стратегия одностороннего доминирования нацелена на односторонние уступки и удовлетворение интересов одной стороны за счет интересов другой.

Интегративная стратегия предусматривает возможность учета и интеграции интересов всех сторон при условии пересмотра или своих целей или их коррекции.

Во взаимодействии с работодателями, предпринимателями в рамках социального партнерства профсоюзы достаточно активно используют технологию «протокола разногласий».

Исторический опыт и современная практика убедительно подтверждают весомую значимость коллективных договоров и соглашений в деле защиты прав интересов работников и работодателей. Одной из универсальных технологий, используемых профсоюзами в системе социального партнерства, является организация и проведение коллективных действий в соответствии с существующим законодательством.

При проведении коллективных действий профсоюзами соблюдается законность, обоснованность и продуманность позиций, гласность и солидарность. Обеспечение законности в такого рода коллективных действиях – важнейшая задача профсоюзов, чтобы не допустить дискредитации профсоюзного движения, не спровоцировать работников к правонарушениям, предотвратить возможные противозаконные стихийные акции протеста.

Генеральная цель профессиональных союзов – обеспечение максимально возможной (в предельном случае полной) занятости населения и соответственно минимальной безработицы. Кроме того, в систему целей и задач профсоюзов при взаимодействии с работодателями входит обеспечение безопасности и охраны труда; нормального уровня оплаты труда; нормального режима труда и продолжительности рабочего дня; переподготовки и повышения квалификации работников; удовлетворительных условий труда и социально-бытовых условий на производстве.

Социальное партнерство между профсоюзами, организациями и предпринимателями может осуществляться путем механизмов прямого и опосредованного взаимодействия.

Механизм прямого взаимодействия – это непосредственные двухсторонние коллективные договора и соглашения между работодателями и профсоюзами. В этом случае партнерское отношение, оставаясь, по сути, двусторонними, обретают форму многосторонних. К числу третьих субъектов могут относиться: органы законодательной, исполнительной, судебной власти; политические партии, общественные движения; средства массовой информации.

Профсоюзы с целью оказания давления на работодателей, предпринимателей в рамках механизма опосредованного взаимодействия могут добиваться изменения трудового законодательства, принятия комплексных, целевых социальных программ или других подзаконных актов.

Профсоюзы России, объединяя людей различных политических взглядов, мировоззрений, религиозных убеждений, в большинстве своем не связывают себя с какой-либо одной политической партией или общественным движением. Взаимоотношения профсоюзов с объединениями работодателей, предпринимателей ограничиваются чаще всего взаимодействием на уровне выборных органов, их исполнительных аппаратов или лидеров. В свою очередь, многие объединения работодателей, предпринимателей стремятся заручиться поддержкой профсоюзов.

Позиции профсоюзов, свидетельствующие о поиске путей согласования интересов с предпринимателями могут способствовать активному вовлечению трудящихся в новый тип отношений собственности, формированию среднего класса, сглаживанию поляризации общества, массовому вхождению широких слоев трудящихся в рыночные условия не только пассивно через насыщение потребительского рынка товарами, но и активно – через получение доходов. Такого рода взаимоотношения профсоюзов с объединениями предпринимателей предполагает политика социального партнерства, активно инициируемая профсоюзными организациями, органами власти и управления.

«В профсоюзном движении, как и в обществе в целом, реформирования, модернизации соответствуют интересам одних трупп, слоев и противоречат другим. Оптимизация сочетания и согласования различных интересов, несомненно, будет способствовать поиску наиболее эффективных форм общественного движения. Исключительно важно не допускать ложного понимания интересов или их извращения, что может содействовать созданию механизма взаимоотношений, ориентированного на упрочение антиобщественных тенденций», – утверждает В. А. Михеев.

Социальное партнерство – единственно возможный путь достижения социального консенсуса, отвечающего жизненным интересам всех россиян.

В новых социально-экономических и политических условиях перед профсоюзами обозначены более сложные проблемы в деле защиты прав и интересов трудящихся, наиболее существенными среди них являются:

  • адаптация профсоюзов к условиям переходного периода развития российского общества, характеризующимися острой борьбой старого с новым и крайней степенью нестабильности;
  • овладение новой ролью – ролью «рыночных профсоюзов», требующей освоения глубоких знаний и новых навыков приобретения опыта и умения решать по-новому многочисленные сложные задачи с учетом изменившихся обстоятельств;
  • утверждение новых организационных форм и методов работы с учетом особенностей предприятий в условиях многообразия форм собственности;
  • овладение современными технологиями социального партнерства, формирования цивилизованных взаимоотношений с объединениями работодателей и властными структурами.

При регулирующей роли государства – профсоюзы становятся важным и реальным субъектом социального партнерства. В системе социального партнерства профсоюзы представляют наиболее подвижный институт трудовых отношений, компетентно защищающий основные права наемных работников, их интересы в области занятости, в обеспечении соответствующих условий и оплаты труда, способствуя тем самым воспроизводству рабочей силы

Таким образом, основная цель деятельности профсоюза – представительство и защита социально-трудовых прав и интересов ее членов. Достижение этой цели наиболее эффективно при выстраивании взаимоотношений профсоюза с руководителями образовательных организаций и органами управлением образованием в форме социального партнерства.

Формами социального партнерства образовательной организации при взаимодействии с профсоюзами выступают:

  • коллективные переговоры при заключении коллективных договоров и соглашений;
  • взаимные консультации (переговоры) в установленных законодательством случаях;
  • участие работников и их представителей в управлении организацией;
  • участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

В настоящее время во всех образовательных организациях Алтайского края заключены Коллективные договоры между работодателями и работниками, представленными выборным органом первичной профсоюзной организации – профсоюзным комитетом.

В каждом Коллективном договоре отдельными разделами прописаны гарантии, компенсации и льготы работникам, установленные как Федеральным законодательством, так и муниципальными нормативными правовыми актами, социальное партнерство и гарантии профсоюзной организации.

Обсуждение, решение вопросов регулирования трудовых отношений требуют от представителей работников постоянного повышения уровня компетентности в области трудового законодательства.

В связи с этим профсоюзная организация регулярно проводит учебу членов профсоюзного комитета по вопросам трудового законодательства и уполномоченных по вопросам охраны труда.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)