Основные понятия этики

Основные понятия научного аппарата этики – этические категории. Они отражают наиболее существенные стороны и элементы нравственности.

Каждая категория отражает определенную сторону нравственности, а в целом категориальный аппарат – реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность. Поэтому каждая этическая категория находится во взаимодействии с другими.

Основным понятием этики является категория добра. С её помощью выражается положительная нравственная характеристика того или иного явления.

Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную оценку – понятие зла. Естественно, что положительные или отрицательные характеристики даются исходя из определенных нравственных представлений.

Вместе понятия добра и зла образуют категориальную пару, охватывая тем самым практически весь нравственный универсум.

К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала. Идеал – это некий высший образец, конечная цель нравственной деятельности.

Интересно
Этический идеал можно представить как совершенную личность, служащую примером для подражания. Он может отражать и представления о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве (например, утопии Платона, Томаса Мора и др.).

В этом случае важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и её оценкой другими людьми, обществом.

С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать выбранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия.

Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку. Норма не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим идеальным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержания.

Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, а следовательно, необходимые, и в таком качестве стать внутренним побуждением.

В этом случае соблюдение нормы становится долгом, т. е. личной задачей человека, его обязанностью. Долг – это нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, закону (моральному) и к себе.

Значимость долга в нравственной жизни такова, что в этике существует специальный, посвященный этой категории раздел – деонтология (т. е. наука о должном).

Важной характеристикой долга является его связь с волевыми качествами человека. Чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодолевать многочисленные трудности как во внешнем мире, так и в мире внутреннем (например, чувство страха и т. п.). Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни.

Способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения должному характеризуется понятием совести. Совесть – это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки, по мнению многих философов, есть главная характеристика личности.

Категория свободы является ключевой в этике, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам.

Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужденный поступок человек фактически не несёт никакой моральной ответственности.

И, наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемлемое качество субъекта нравственности.

Категория справедливости выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, естественных и неотъемлемых правах и обязанностях.

В наибольшей степени нравственный смысл понятия справедливости выражен в интерпретации справедливости как правды, справедливости как честности, справедливости как следования природе и исполнению долга.

Таким образом, у современного человека слово «этика» вызывает несколько устойчивых ассоциаций.

Во-первых, это нечто, имеющее отношение к поведению людей. Во-вторых, это определенный способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения. В-третьих, это особый регулятор отношений между людьми.

Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Ещё Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

Предмет изучения этической науки – это мораль во всех её проявлениях. Как любая наука, этика обладает целым арсеналом методов для изучения своего предмета.

Основным методом этики является диалектический метод, но наряду с ним в этике широко используются и общенаучные методы (анализ, сравнение, описание).

Этическая наука необходима человеческому обществу, так как она:

  • помогает ориентироваться в выборе моральных ценностей;
  • вырабатывает конкретные рекомендации по целенаправленному совершенствованию нравственной жизни;
  • даёт возможность без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с разными людьми и на различных уровнях.

Этическая наука оперирует определенными категориями – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности.

Каждая категория этики отражает определенную сторону нравственности, а в целом категориальный аппарат – реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)