Этические аспекты экологических исследований

В системе отношений, регулируемых этикой, особое место в последнее время стали занимать нравственные отношения человека и окружающей его среды. В ситуации, когда опасность экологических катастроф из прогнозов и предостережений превращается в неумолимую реальность, необходимо изменить классическое антропоцентристское представление о мире и поставить вопрос не только о том, что есть добро и зло для человека и человечества, но и о том, что есть добро и зло для триады «человек – общество – природа».

Интересно
Необходимость формирования в этой триаде таких отношений вызвала к жизни становление новой отрасли этического знания – экологической этики (экоэтики), которая расширяет диапазон господствующих моральных принципов до отношения человека к природе, вырабатывает нравственные нормы его поведения.

Процесс становления экологической этики предполагает формирование нового типа морального сознания – инвайронментального, синтезирующего глобальное видение мира с подлинно гуманистическими ценностями.

В основе формирования экологической этики лежит переход от прежнего принципа регуляции отношений человека и природы – антропоцентризма – к новому, неантропоцентристскому подходу.

Эволюция отношений человека и природы: от традиции управления к традиции сотрудничества, от антропоцентризма к неантропоцентризму.

Современная экологическая этика ставит вопрос о таком уровне нравственного сознания, которое обеспечивает длительное и устойчивое взаимодействие человека с природой.

Концепция коэволюции демонстрирует ещё более высокий уровень нравственности исходя из общности человека и природы. В ней соотносятся представления об общности блага для человека и природных существ с идеями об общности целей их взаимодействия и развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)