Оптимизация юридических конструкций принятых налогов

В ходе нормотворческой деятельности законодательных (представительных) органов власти и местного самоуправления решаются вопросы оптимизации юридических конструкций устанавливаемых и действующих налогов.

Под оптимизацией понимается лигитимная деятельность законодательных (представительных) органов власти и местного самоуправления, направленная на получение желаемого социального результата при наименьших материальных, организационных и иных затратах.

В процессе законотворческой деятельности законодатель должен при обсуждении характеристик налога не только подбирать такие значения элементов его юридической конструкции, которые наилучшим образом отвечают условиям поступательного развития экономики, но и излагать их в нормах права четко, лаконично, доступно для налогоплательщиков.

Интересно
Общефилософская теория оптимизации имеет существенное методологическое значение для исследования юридической оптимизации юридических конструкций конкретных налогов. Она позволяет применить философско-методологический подход к исследованию понятий и принципов оптимальности к конкретному объекту – юридической конструкции конкретного налога.

В современной науке термин оптимизация чаще применяется в исследовании математических, экономических и иных моделей, где имеется системное множество. Так при исчислении налогов с использованием различных бухгалтерских схем, применяется экономическая оптимизация налогов, снижающая расходы организаций на уплату налогов. В научной литературе и практике под оптимизацией налогов подразумевают именно этот вид оптимизации.

Юридическая оптимизация связана с реализацией в законодательстве о налогах таких параметров элементов юридических конструкций конкретных налогов, которые в совокупности складывались бы в оформленное в правовом порядке равновесие частного интереса налогоплательщика и публичного интереса государства.

Юридическая оптимизация юридических конструкций конкретных налогов осуществляется не только путем подбора элементов в рамках каждой группы элементов в модели юридической конструкции налога, но и достижением оптимального взаимодействия этих элементов между собой.

Следует различать три уровня юридической оптимизации юридических конструкций налогов. На первом уровне идет оптимизация каждого элемента юридической конструкции налога путем выбора его наиболее эффективных характеристик для конкретного налога.

На втором уровне выбираются оптимальные варианты сочетания характеристик элементов в каждой группе, где они взаимосвязаны внутренним единством

На третьем уровне осуществляется юридическая оптимизация, выражающаяся в соединении уже образованных групп элементов в целостную систему, которой является юридическая конструкция конкретного налога. Каждому из этих уровней, наряду с общими подходами к оптимизации, присущи и собственные особые признаки и условия оптимизации.

В качестве общих можно выделить следующие:

  1. Выделение предмета оптимизации.
  2. Определение характера предмета оптимизации.
  3. Постановка цели оптимизации. Так, юридическую конструкцию конкретного налога можно оптимизировать: а) с целью обеспечения исключительно публичного интереса 1) увеличить налоговый гнет и размер поступлений в государственный бюджет или 2) использовать снижение налогового гнета для развития отдельных отраслей хозяйства; б) с целью установления налогообложения, учитывающего как публичный, так и частный интерес;
  4. Выявление соотношения между целью оптимизации и средствами достижения ожидаемых результатов.

Несоизмеримость между этими категориями приведет к ничтожности самого процесса оптимизации, его ненужности. Необходимо в каждом конкретном случае представлять не только реальность избранной цели оптимизации, но и затратность или вы- годность тех или иных средств. Причем, исследователь использует для достижения цели оптимизации одни средства: научный поиск, прогнозиро- вание, сопоставление; а законодатель, воплощающий научно разработанные рекомендации в нормы права, – иные средства, сопряженные с законодательной деятельностью представительного органа государственной власти.

Однако критерием оценки соотношения цели оптимизации юридической конструкции конкретного налога и средств, избранных для ее достижения, будет являться практика реализации улучшенной, приближенной к более справедливому налогообложению юридической конструкции конкретного налога.

При осуществлении оптимизации каждого элемента юридической конструкции конкретного налога, следует учитывать, прежде всего, следующие условия:

  • возможные варианты значений элемента. Эту задачу должны совместно решать экономическая наука и наука налогового права и обеспечить законодателя научно обоснованными сведениями вариативности элементов юридической конструкции конкретного налога;
  • выбор значений элемента с учетом экономических и социальных последствий применения этого значения. Например, постоянно снижается размер ставок налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, что положительно сказывается на развитии экономики государства;
  • критерии оптимальности элемента. В качестве такого критерия можно избрать прогнозируемое соотношение экономических и социальных последствий при использовании того или иного значения конкретного элемента;
  • параметры выбора оптимального варианта элемента должны быть сравнимы между собой. Например, в настоящее время ставка налога на доходы физических лиц составляет 13 % до уровня 5 миллионов годового дохода и 15 % свыше 5 миллионов.

Сравнение параметров отдельных элементов достижимо лишь при соблюдении следующих условий:

  1. Четкого определения характеристик каждого элемента модели юридической конструкции налога в Налоговом кодексе РФ.
  2. Наличия в распоряжении законодателя научно обоснованных вариантов значений каждого элемента формируемой юридической конструкции налога.

Второй уровень оптимизации осуществляется внутри каждой выделенной группы элементов для целей юридической техники и требует учета следующих условий:

  • согласование характеристик элементов, входящих в одну взаимосвязанную внутренним единством группу (подгруппу внутри группы элементов). Например, при формировании группы элементов, определяющих порядок исполнения обязанности по уплате налога, налоговый период должен быть достаточно продолжительным для формирования налоговой базы. Масштаб налога и единица налоговой базы должны быть подобраны для налоговой базы таким образом, чтобы налогоплательщику удобно было применять ставку налога к налоговой базе. Срок уплаты налога должен быть соизмерим с периодом формирования налоговой базы. Особенно важно это учитывать при установлении отчетных периодов;
  • совместимость выделенных групп элементов между собой. Под этим понимается такой порядок определения юридических характеристик элементов и образования системных связей, чтобы между выделенными группами элементов не возникало противоречий. Так, юридические характеристики группы элементов, определяющих условия эффективного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога (объект налога, предмет налога и источник налога) должны устанавливаться законодателем в таких значениях, чтобы была обеспечена возможность формирования группы элементов, определяющих порядок исполнения обязанности по уплате налога. Например, объект налога и предмет налога должны обеспечивать возможность формирования налоговой базы за определенный налоговый период, а источник налога – возможность уплатить налог в определенный законом срок и определенным способом. Это достигается путем сопоставления прогнозируемых экономических и социальных последствий, которые являются критерием юридической оптимизации.

Юридическую оптимизацию юридических конструкций действующих налогов необходимо вести в определенной последовательности, применяя следующий порядок:

  1. Группа элементов, определяющих условия эффективного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
  2. Группа элементы определяющих субъекта налога.
  3. Группа элементов, определяющей порядок исполнения обязанности по уплате налога.

Таким образом, юридическая оптимизация представляет собой процесс совершенствования, юридических конструкций конкретных налогов путем методического подбора и нормативно-правового закрепления их элементов в соответствии с моделью юридической конструкции налога, закрепленной в первой части Налогового кодекса РФ.

Важно в процессе юридической оптимизации следовать правилам юридической техники, основными из которых являются:

  • определенность правового регулирования, требующая четкости всех правовых положений и предотвращения как чрезмерно общих, так и слишком детализированных предписаний;
  • связанность акта общим содержанием;
  • логическая последовательность изложения;
  • отсутствие противоречий внутри акта;
  • краткость и компактность изложения нормативного материала;
  • точность и определенность формулировок и терминов, используемых в нормативном акте;
  • четкое разграничение внутри акта различных положений и норм;
  • единообразие и последовательность использования технических приемов правотворчества.

В региональном правотворчестве правила юридической техники обладают своеобразием, обусловленным положением субъекта Российской Федерации. В их числе можно выделить:

  1. Правила, относящиеся к форме и структуре нормативного акта.
  2. Логические правила.
  3. Стилистические и языковые правила.
  4. Процедурные правила.
  5. Правила разграничения нормотворческой компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Законодательство субъектов федерации должно строиться строго в соответствии с правилами, определенными Парламентом РФ, в противном случае возникает угроза налогово-бюджетного сепаратизма. Он опасен тем, что ставит под угрозу национальную безопасность всего государства, поскольку разрывает централизованные финансовые потоки, связывающие субъекты федерации в единое государство с единой финансовой системой. В то же время, пробелы в законодательстве о налогах порождаются не только недосмотром законодателя, но и объективной неспособностью, в ряде случаев, предвидеть возможные варианты осуществления деятельности.

Важной составляющей законотворческой работы является учет международного опыта налогообложения. Так, например, в настоящее время в мире применяются три основные системы налогообложения прибыли, различающиеся по способу определения ставки налога на распределенную и нераспределенную на дивиденды часть прибыли.

Классическая система (classical system). В соответствии с ней особый налог на распределенную часть прибыли отсутствует. Юридические и физические лица находятся в неодинаковых налоговых условиях, поскольку физические лица уплачивают еще и подоходный налог. Система с раздельной ставкой налога (tax split rate). В данном случае для распределенной и нераспределенной прибыли определена своя налоговая ставка. Здесь налоговое положение и бремя физических и юридических лиц выравнивается.

Система зачисления уплаченного налога – импутационная система (imputation system). Здесь ставка налога общая для всей суммы прибылей. Уплаченная компанией часть налога с прибыли компенсируется конечным акционерам при получении дивидендов. Таким образом происходит исключение двойного налогообложения. Учет всех указанных условий будет способствовать моделированию проекта налогового закона с оптимальными правовыми характеристиками каждого элемента его юридической конструкции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)