Макроэкономические, политические и социальные явления как факторы, определяющие особенности отбора персонала

Найм персонала на основе его отбора — один из составных элементов кадровых процессов в организации.

Кадровые процессы объединяют в целостную систему профессиональный путь человека и различные социальные процессы и ситуацию в обществе.

С влиянием политической ситуации на стратегию привлечения работников все знакомы по истории нашей страны 20-х и последующих годов XX в., когда предпочтение при найме, профессиональной подготовке и должностном продвижении отдавалось специалистам в зависимости от членства в ВКП(б) или, позднее, в коммунистической партии, в зависимости от социального происхождения (выходцам из пролетариата и беднейшего крестьянства при дискриминации представителей буржуазии и интеллигенции), в зависимости от национальности претендента. Подобное положение дел имело место и в других странах социалистического лагеря, и в целом оно характерно для организаций, действующих в условиях тоталитарных политических режимов; например, Германии в период, когда у власти были фашисты. Подобная кадровая политика вполне понятна: привлечение политически лояльных специалистов выступает свидетельством политической лояльности самой организации и ее руководства, что оказывается актуальным в плане отношений организации с ее внешней средой, а также является дополнительным инструментом во внутриорганизационных политических играх. С позиции же правящего режима это обеспечивало продвижение надежных людей во все ключевые сферы жизни общества.

Не меньшее значение для осуществления отбора персонала в организацию имеет экономическая ситуация, в которой она действует. Интенсивное развитие экономики, стабильное функционирование, застой, кризис обусловливают различные ситуации на рынке рабочих мест, соответственно, смещаются акценты в приоритетности процедур, сопровождающих найм персонала. Понятно, что узкий рынок труда создает предпосылки для отбора работников, а экстенсивное развитие экономики, сопровождающееся значительными потребностями предприятии в работниках так называемых массовых профессий, на первый план выдвигает задачу их привлечения; это, в частности, решается благодаря воздействию по каналам профпропаганды, а найм в таких ситуациях осуществляется со снижением
уровня требований к претендентам.

Социальные, политические, экономические, научно-технические факторы в своей совокупности определяют престижность конкретных профессий и, тем самым, обусловливают востребованность тех или иных специалистов. В свою очередь, фактор престижности профессии также создает вполне определенную ситуацию найма работников, повышает или понижает их запросы в отношении организации, создает предпосылки для отбора или делает отбор практически невозможным ввиду отсутствия
претендента на вакантное место.

Следует отметить, что специфику отбора будет определять и кадровая политика организации. Так, И. Б. Дуракова приводит перечень наиболее характерных стратегий организации в области найма персонала:

  • найм для соответствия или поиск «новой крови»;
  • найм для текущей работы или долгосрочной организационной карьеры;
  • найм подготовленных или найм подготавливаемых.

Выше мы уже рассматривали влияние стратегических факторов на кадровые запросы эффективно развивающихся организаций, для которых в настоящих условиях особо привлекательными оказываются специалисты с более широкой профессиональной  и должностной компетентностью, готовые к «гибкому выбору траектории профессионального развития».

Таким образом, отбор персонала выступает одним из этапов процедуры найма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)