Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий – предусмотренная ФЗ об ОРД совокупность правил, соблюдение которых гарантирует реализацию принципов оперативно-розыскной деятельности, а также способствует эффективности осуществления конкретного оперативно-розыскного мероприятия.

Основные условия проведения оперативно-розыскных мероприятий закреплены в ст. 8 ФЗ об ОРД

Так, гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В данной норме конкретизирован конституционный принцип равенства всех перед законом. Однако этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента Российской Федерации, депутатов Федерального Собрания Российской Федерации, судей и прокуроров (лица, обладающие законодательным иммунитетом).

Особые условия предусмотрены для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища.

Их осуществление, в соответствии со ст. 23, 25 Конституции РФ, допускается только на основании судебного решения и при наличии соответствующей информации:

  1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
  2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
  3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Кроме того, их применение возможно не по всем категориям дел, а только по тем, по которым обязательно производство предварительного следствия. Перечень преступлений, по которым обязательно предварительное расследование, определяется уголовно-процессуальным законодательством.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи; на неприкосновенность жилища осуществляется судом, как правило, по месту их проведения или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении.

Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с представленными им материалами.

Интересно
Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

Общие правила проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, в соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД имеют исключения в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого либо особо тяжкого преступления.

В таких ситуациях на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, требующих судебного санкционирования, с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов. Одновременно в течение 48 часов необходимо получить судебное разрешение на осуществление такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание телефонных переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Классификация оперативно-розыскных мероприятий.

В зависимости от условий проведения, все оперативно-розыскные мероприятия можно условно разделить следующим образом:

Мероприятия, проведение которых не связано с ограничением конституционных прав граждан. В указанную группу входят:

  • оперативно-розыскные мероприятия, проводимые по решению непосредственно сотрудника оперативного подразделения, такие как: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности;
  • оперативно-розыскные мероприятия, требующие вынесения постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность: проверочная закупка; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Мероприятия, проведение которых требует судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан. К ним относятся:

  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи.

Предлагаемая классификация носит условный характер, поскольку некоторые оперативно розыскные мероприятия с одинаковым основанием могут быть отнесены одновременно к различным группам в зависимости от тактики их проведения и объекта, в отношении которого они проводятся.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)