Требования ФГОС к подготовке бакалавров образования
Основным документом, регламентирующим цели, содержание и структуру подготовки бакалавров образования является Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 050100 – Педагогическое образование (утвержден Приказом Министерства образования и науки №788 от 22 декабря 2009).
Само понятие «направления подготовки» возникло как результат обобщения близких специальностей. Так, например, направление «Педагогическое образование» объединяет подготовку учителей всех предметов – от русского языка и до технологии.
Внутри этого направления реализуются различные профили подготовки, соответствующие прежним понятиям о специальности (специализации).
В самом тексте ФГОС-3 присутствуют самые разные требования, относящиеся не только к результатам образования выпускника, но и к объемным показателям процесса обучения, материально-технической и кадровой базе вуза, условиям разработки и реализации образовательной программы. Тем не менее, основу стандарта, все же, составляют различные аспекты целеполагания.
Основу требований стандарта составляет характеристика профессиональной деятельности бакалавра. В ней указываются:
- Области профессиональной деятельности бакалавров (в их числе – образование; социальная сфера и культура).
- Объекты профессиональной деятельности (перечень процессов и систем, в которых выпускник должен быть компетентен: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы).
- Виды профессиональной деятельности, к которым выпускник должен быть готов (педагогическая и культурно-просветительская).
Далее, каждый из видов профессиональной деятельности характеризуется с точки зрения профессиональных задач.
Так, например, основополагающими задачами педагогической деятельности являются: диагностика (изучение возможностей и достижений обучающихся), организация учебных и воспитательных процессов в разных возрастных группах и с ориентацией на различные цели; использование возможностей информационно-образовательной среды и личностного самообразования.
Еще более подробная характеристика результатов освоения образовательной программы дается в компетентностном подходе – в ФГОС-3 приведена система нормативных компетенций, которые должны быть сформированы в течение всего срока обучения.
Вообще, выделяются три основных типа компетенций:
- общекультурные (ОК), проявляющиеся к способности/готовности решать актуальные проблемы существования в современном мире, включая информационную культуру и культуру мышления, навыки сознания и самосознания, психофизического развития, владения навыками здоровьесбережения, безопасности жизнедеятельности и физического развития и др.;
- общепрофессиональные (связанные с ценностными основами профессиональной деятельности, мышления и речи);
- профессиональные (проявляющиеся в способности и готовности проектировать, планировать, организовывать и обеспечивать реализацию педагогических и культурно-просветительских процессов разного уровня и направленности).
Условиями достижения перечисленных компетенций является изучение совокупности учебных предметов, объединенных в три учебных цикла: гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный и профессиональный цикл.
Помимо этих основных циклов, выделяются еще три раздела образовательной программы, обязательные к изучению: физическая культура, учебные и производственные практики, итоговая государственная аттестация.
Содержание профессиональной подготовки в ФГОС-3 обладает рядом особенностей:
- Основной единицей трудоемкости выступает учебный модуль, представляющий собой примерно 36 часов суммарной (как аудиторной, так и внеаудиторной) учебной нагрузки студента.
- Внутри каждого цикла выделяется базовая (обязательная) и вариативная (профильная) части, при этом подавляющая часть учебной нагрузки по профессиональному циклу составляют как раз вариативные курсы (при общем объеме профессионального цикла в 163 – 175 учебный модулей, только 35 – 45 определяются требованиями стандарта; а содержание остальных трех четвертей учебного плана разрабатываются вузом самостоятельно).
- Основным инструментом контроля качества образования оказываются наборы компетенций, которые сопоставляются каждому учебному циклу; иначе говоря, вуз и студент достаточно свободны в определении номенклатуры учебных предметов и порядка их изучения, единственным ограничителем являются требования ФГОС к формируемым компетенциям.
Как уже было отмечено, ФГОС и учебный план устанавливают только общий объем дисциплины Педагогика не менее 10 учебных модулей (360 часов нагрузки) в течение 1 – 3 курсов.
Содержание и структура изучения конкретных педагогических дисциплин разрабатываются вузом самостоятельно с опорой на требования к формируемым компетенциям, так и с учетом региональных особенностей вуза, научно-педагогических традиций, направлений исследований научных школ.
В Педагогическом институте ЮФУ, принята четырехкомпонентая схема изучения педагогики. Знакомство с педагогической профессией, основными понятиями современной педагогики, осмысление психолого-педагогических оснований профессиональной подготовки осуществляется в рамках дисциплины «Введение в педагогическую деятельность».
Далее следуют две взаимосвязанные дисциплины: «Теоретическая педагогика», предназначенная для осмысления теоретико-методологических оснований педагогических исследований, и «Практическая педагогика», в рамках которой развиваются общепрофессиональные компетенции студентов.
Завершается педагогическая подготовка изучением курса «Основы образовательной политики и права», в рамках которого студенты знакомятся с нормативно-правовыми основами управления образованием, взаимоотношений субъектов образования, приобретают начальный опыт управленческой и научно-методической деятельности.
Тогда же студенты пишут курсовые работы по одной из актуальных психологических или педагогических тем.
Завершается курс подготовки бакалавров – написанием квалификационной работы на четвертом году обучения, носящей междисциплинарный и межпредметный характер.
- Метод портфолио
- Основы педагогического творчества и саморазвития
- Основы исследовательской деятельности
- Основы подготовки научных текстов
- Пути приобретения педагогических знаний
- Модели целеполагания в педагогическом образовании
- Возрастные аспекты
- Уровни и пути формирования педагогического мастерства
- Акмеологический подход к профессиональному и личностному становлению педагога
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу