Потоки информационного взаимодействия

Известно, что с одной стороны, информация является одной из трех (вещество, энергия, информация) фундаментальных субстанций материи, составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего знания, образа.

С другой стороны, наши представления о наличии полной информации» – это иллюзия. Следовательно, «знания и образы», как продуты мыслительной деятельности человека, имеют, грубо говоря, какую-то ущербленность.

Почему же, при всем обилии и разнообразии средств информации (даже в эпоху научно технической революции!) информация в своем содержании имеет какие-то ограничения и никогда не бывает полной?

Согласно теории коммуникаций содержание, качество и эффективность информационных потоков обуславливается рядом объективного и субъективного плана обстоятельств:

  1. Для результативности коммуникации принципиальное значение имеет сам источник информации (известный для публики или нет, насколько популярен, авторитетен).
  2. Насколько надежен у общественности контакт с источником информации, возможности приема информации без помех, искажений.
  3. Какова активность источника информации: периодичность выхода, качество материала, привлекательность, дифференциация для различных получателей и т.д.
  4. Силы убеждения: насколько совет, логическое доказательство, или даже «выкручивание рук» повлияют на изменение поведения публики.
  5. Количеством и качеством каналов, по которым она протекает. Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам или нет. Особое место в общении занимает визуальная коммуникация. Многим известно изречения: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!». По подсчетам исследователей порядка 70% информации, считываемой с экрана телевизора, приходится на визуальную коммуникацию. Не случайно, что визуальные «войны» стали приметой нашего времени. Важно учитывать и то обстоятельство, что мы не умеем в равной степени контролировать визуальный канал, как это делается с каналом вербальным.
  6. Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой человеческой деятельности. Слагаемых эффективности вербального общения великое множество. Назовем лишь основные: голосовая и текстовая, тембр и тип голоса, доступность текста, ключевые слова в сообщении и др.

Не зримым, но весьма коварным информационным каналом являются мифы.

Миф – это психологически доступный всем ответ на проблемы общей значимости. Он спасает и ограждает многих людей, он помогает им не потерять веру в разумность мира.

Мифологическая информация интересна для коммуникационного менеджмента потому, что с одной стороны, она действует на уровне, который может слабо опровергаться массовым сознанием. А с другой – это своего рода повторное сообщение, которое уже закодировано в глубинах памяти, потому оно не требует дополнительной информационной обработки.

Лицам, связанным с управлением коммуникационным процессом, очень важно видеть в мифе не какой-то не развитой, низменный, ретроградный продукт информации. Сегодня наукой и практикой доказано, что сама деятельность средств массовой коммуникации является по своей сути мифопроизводящей индустрией.

Сопоставление характеристик мифа и массовой коммуникации отражает не только их подобие, но и взаимопроникновение способное усиливать друг друга. Если научные знания формируют у людей понятия, то мифы – представления.

Иcследования показывают, что сегодня наблюдается негативная тенденция в общественном сознании – уменьшение доли научных понятий в сознании людей и увеличение доли мифических представлений.

Попытки многих современных коммуникаторов и политиков с научной точки зрения выстраивать какую-то стройную логическую структурную последовательность (причина – это то, что в начале, а
следствие – то, что в конце) часто не увенчивается успехом.

На общественное сознание лучше воздействуют мифы, искусно созданные образы, популистские лозунги и т.д. Особенно это проявляется во время избирательных кампаний, где разворачиваются баталии вокруг мифических образов (имиджей) созданных специалистами, И побеждает, увы, не рассудок, не деловые качества кандидатов, а эмоции, мифические представления.

Так как миф становится достоянием коллективного сознания, он формирует определенные мироощущения, психологические и идеологические установки, обладающие стойкостью предрассудка.

Миф устанавливает вымышленные причинные связи между реальными объектами, порождает ложные объекты, легенды, соединяет действительность с вымыслом.

Тем самым миф заменяет реальные знания, А это нельзя рассматривать как прогресс в социальных отношениях людей, как развитии демократии.

Современное общество не потеряло своего внимания к ритуалам. Ритуалы и сегодня несут в себе четкие коммуникативные указания значительному количеству людей, участвующих в человеческом информационном взаимодействии.

И, наконец, самый мощный канал информационного воздействия на публику – масс-медиа средства. Не случайно СМИ называют четвертой властью! И еще одно замечание. Опыт свидетельствует, что часто люди источнику информации верят больше, чем самой информации.

Наступает своего рода приоритетность «веры» над «правдой». И как только к вере меньшинства присоединятся один за другим несколько общественных авторитетов, новая идея быстро станет «старой», «доказанной».

С точки зрения пиаровских технологий авторитет или авторитет общественного мнения – это миф, т.е. то, что на самом деле существует лишь в нашем сознании, во что мы верим.

Не лишние будет подчеркнуть, что существую своего рода не писаные законы формирования общественного мнения (ОМ). Напомним некоторые из них:

  • ¾ на ОМ оказывает влияние, прежде всего события;
  • ¾ типичной обратной реакцией ОМ является требование действовать;
  • ¾ чтобы увлечь людей всегда нужно принимать их собственные интересы;
  • ¾ требования, предъявляемые к руководству, не всегда объективны и самокритичны;
  • ¾ всегда трудно определить надежность оценки состояния ОМ;
  • ¾ следует всегда остерегаться своего рода ловушек ОМ: оно постоянно меняется и, оценивая его, коммутатор должен быть чувствителен к целому ряду едва уловимых, однако нередко гибельных ловушек.

Названные выше информационные каналы и содержащаяся в них информация, находясь в причудливом переплетении друг с другом, обладая различной степенью влияния на публику, воздействуют на ее сознание, оценки, действия.

Задача коммуникационного менеджмента состоит в том, чтобы не только разобраться во

всем хаосе информации, но и сделать попытку управлять процессами ее воздействия на публику.

Поэтому исходным моментом коммуникационного менеджмента является содержание понятия «информационного взаимодействия людей» в процессе их общения. Именно оно формирует соответствующее общественное мнение, а последнее изменяет поведение людей.

Изменение поведения людей является обычно одной из главных задач коммуникационного менеджмента и стратегической и тактической целью служб паблик рилейшнз.

Именно специалисты ПР, как первые управленцы потоков информационного воздействия на людей, за многолетнею историю своей деятельности выработали определенные принципы работы.

К сожалению не всегда хорошо прописанные на бумаге принципы работы в практике пиаровских технологов воплощаются в жизнь и служат интересам публики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)