Оценка нарушений внимания и работоспособности

Нарушения внимания могут встречаться на разных этапах переработки информации в любой модальности.

Трудность диагностики состоит в том, что, с одной стороны, внимание можно рассматривать как самостоятельный психический процесс, с другой — внимание является звеном любого психического процесса, обеспечивающим его селективное протекание.

Чаще всего в нейропсихологическом обследовании применяют таблицы Шульте, корректурную пробу Бурдона и счёт по Крепелину.

Таблицы Шульте. В данной методике от испытуемого требуется последовательно отыскивать числа от 1 до 25, которые в таблице расположены в случайном порядке. Пациент должен показывать и называть вслух числа, пока нейропсихолог фиксирует время поиска каждой пятёрки чисел с помощью секундомера.

Можно также оценивать количество чисел, найденных за 30 секунд (Бизюк А.П., 2005). Всего испытуемому предлагается пять таблиц. Как правило, у здоровых испытуемых поиск чисел носит равномерный характер, а иногда даже наблюдается ускорение темпа при работе с каждой следующей таблицей.

Если же поиск неравномерен, следует уточнить, является ли это признаком повышенной истощаемости или запоздалой врабатываемости. С этой целью можно построить кривую истощаемости. Колебания внимания отчётливо выражаются в том, что время, которое тратится на поиски разных пятёрок чисел, очень значительно варьирует.

Испытуемый работает то быстро, то медленно, иногда он как будто теряет некоторые числа, высказывая предположения, что их нет в таблице. Пациент может также пропускать числа и не замечать этого. Некоторые испытуемые допускают «глупые» ошибки: вместо однозначного числа показывают соответствующую цифру в двухзначном числе (например, вместо 4 показывает 14).

Другие пациенты, несмотря на инструкцию, вследствие инертности или невнимательности при предъявлении инструкции, продолжают отыскивать числа после 25. Невозможность осуществлять поиск чисел в таблицах Шульте в быстром темпе чаще всего вызвано одной из двух причин.

Первой из них является поражение подкорковых структур. Второй — дефицит функций префронтальных отделов лобных долей головного мозга. По данным С.Я. Рубинштейн, психически здоровые люди тратят в среднем 40 секунд на поиск чисел в одной таблице. Е.Ю. Балашова и М.С. Ковязина называют 30–35 секунд для молодых испытуемых и 45-50 — для пожилых.

Таблицы Шульте чаще всего используются в нейропсихологическом обследовании для оценки внимания и работоспособности, поскольку, в отличие от методик, описанных ниже, она имеет крупный шрифт и хорошо подходит для пациентов с нарушениями зрения, которые составляют значительное числе среди больных неврологического профиля.

Корректурная проба Бурдона. Методика выявляет колебания внимания больных по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Корректурная проба наиболее «чувствительна» к таким параметрам внимания как устойчивость и переключение.

Задача испытуемого состоит в том, чтобы по сигналу начать как можно быстрее просматривать строчки со случайно расположенными буквами, отыскивать определённую букву и зачёркивать её.

Через каждые 30 или 60 с (в зависимости от темпа работы испытуемого) нейропсихолог, не прерывая работу испытуемого, ставит соответствующую метку в бланке на том месте, где находится его карандаш, после чего выполнение методики продолжается.

В сенсибилизированном варианте задания нужно зачёркивать две буквы. Классический стимульный материал к этом заданию представляет собой лист формата А4, на котором напечатано 40 рядов букв (по 40 букв в каждом ряду).

Нейропсихолог фиксирует временные параметры деятельности и ошибки (в основном это пропуски или зачёркивания лишних букв, «скачки» через строчку), свидетельствующие о состоянии внимания. После подсчёта просмотренных за интервалы времени знаков, а также допущенных ошибок, строятся совмещённые графики, отражающие динамику рассматриваемых показателей.

Эти данные характеризуют меру производительности и точности работы испытуемого. Здоровые испытуемые выполняют задание за 6–8 минут, допуская не более 15 ошибок.

Счёт по Крепелину. Задача испытуемого при выполнении данной пробы — складывать пары цифр и записывать результат (либо полностью, либо только последнюю цифру).

На стандартном бланке расположено 8-10 рядов таких пар; в каждом ряду по 20–22 пары цифр. Нейропсихолог фиксирует, сколько примеров ряда решил испытуемый за 15 секунд, затем останавливает его и просит решать примеры в следующем ряду.

Так повторяется несколько раз. Методика позволяет судить о темпе психической деятельности, колебаниях внимания и его переключаемости.

В наиболее известной модификации Р. Шульте, от испытуемого требуется при записи двузначного ответа отбрасывать десятки и записывать только единицы, что требует быстрой ориентации разрядном строении числа.

У методики есть серьёзное ограничение — её не стоит предлагать больным с первичной акалькулией. В целом, основными показателями нейродинамических нарушений, которые возможно выявить в ходе нейропсихологического обследования, являются снижение умственной работоспособности, выявляемое в пробе Шульте, замедление мнестической деятельности (брадимнезия); речевой активности (брадилалия), интеллектуальной деятельности (брадифрения) и двигательной активности (брадикинезия).

Оценка во всех случаях основывается на временных показателях: среднем времени выполнения одной таблицы Шульте, запоминания серий слов и картинок от начала предъявления до интерференции, выполнения серийного счёта, количестве вербальных ассоциаций за 1 минуту, пар движений в реципрокной координации за 20 секунд и нарисованных пар элементов в графической пробе («забор»).

Ж.М. Глозман предлагает использовать возрастные нормы выполнения указанных методик, которые имеют существенные различия. Так, количество пар элементов узора в графической пробе, выполняемых за минуту, составляет не меньше 11 для лиц младше 50 лет и не меньше 9 для пациентов старше 50 лет.

Е.В. Ениколопова предложила оценивать динамические характеристики разной по содержанию интеллектуальной деятельности с целью комплексного анализа работоспособности.

Первое задание представляло собой серийный счёт в заданном темпе в варианте «сложение», когда каждое новое предъявляемое число прибавлялось к предыдущему результату, и в виде «счёта с переключением», когда испытуемому предлагалось к 100 прибавить первое предъявляемое число, затем от полученного результата вычесть следующее число, затем прибавить третье и т.д.

Вторая методика также проводилась в двух вариантах: серийный счёт в оптимальном и в максимально быстром темпе. Третья методика состояла в подборе направленных вербальных ассоциаций в заданном темпе.

В одном варианте выполнения задания испытуемые должны были отвечать на слова-стимулы существительными, во втором варианте — глаголами, а в третьем — поочерёдно существительным и глаголом.

В каждой методике анализировались такие показатели как:

  • среднее число выполненных операций;
  • среднее число правильных ответов;
  • среднее число выполненных операций за каждые 30 с;
  • среднее число правильных ответов за каждые 30 с;
  • среднее число ошибок;
  • среднее число пропущенных операций.

Данный подход позволяет сочетать количественный и качественный подходы при оценке нейродинамических показателей интеллектуальной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)