Особенности принятия управленческого решения в таможенных органах

Принятие управленческих решений – отдельная управленческая функция. Управленческое решение – это директивный фиксированный акт субъекта управления, организующий, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели. В решении формируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматриваются ограничения в их поведении, определяются необходимые ресурсы.

Управленческое решение, таким образом, содержит цель и программу действий для управляемой подсистемы (для объекта). Для принятия управленческого решения требуется глубокое знание таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективная оценка, определенный опыт, навыки и творческое отношение к делу.

Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления. Управленческие решения принято классифицировать по различным признакам (рис. 1.3). Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в условиях определенности и неопределенности (риска). Условия определенности, как правило, предопределяют принятие так называемых стандартных решений, условия неопределенности – нестандартных решений (новаторские, инновационные).

Особенности принятия управленческого решения в таможенных органах

Стандартными являются решения с фиксированным набором альтернатив действий, структурой самого решения и процедурой его принятия. Они ориен-тированы на изменение отдельных количественных или качественных парамет-ров сложившейся ситуации. Решения могут приниматься довольно быстро, без специальной подготовки (к примеру, приказы о приеме и увольнении кадров и др.). Отсутствие инициативных решений характеризует догматический стиль руководителя к своим обязанностям, а большое количество ситуационных решений свидетельствует о неустойчивости функционирования объекта и субъекта управления, вызванной недостатками управления.

Разработка управленческого решения представляет собой процедуру нахождения возможных вариантов достижения поставленных перед таможенной системой целей, выбор одного из них и подготовку организационно-технических мероприятий по обеспечению его выполнения.

При разработке управленческих решений используются различные методы, основными из которых в таможенных органах являются: интуитивные; основанные на суждениях (адаптивные) и рациональные. Интуитивные решения основываются на собственном ощущении руководителя, что их выбор правилен. Решение принимается как бы без участия сознания (рассуждений), практически мгновенно. Сознательная часть этого процесса перешла на уровень бессознательного и скрыта от непосредственного самонаблюдения. Решения, основанные на суждениях, во многом сходны с интуитивными, поскольку их логика может слабо просматриваться. Но все же в их основе лежат явные рассуждения и осмысленные, в отличие от предыдущего случая, знания и опыт руководителя, его подчиненных и других руководителей.

Рациональные решения основаны на методах, важнейшими из которых являются экспертное, физическое и экономико-математическое моделирование. Управленческое решение – это основа управления. Отсюда постоянно растущие требования к их обоснованности, сбалансированности и действенности. Оптимальность решения означает, что оно в целом должно соответствовать данной конкретной ситуации. Оптимальность решения достигается применением при его принятии соответствующих методов. Решения должны быть конкретными и гибкими.

Конкретность – это четкая определенность содержания решения. Особенно важна четкость в определении задач, которые ставятся перед исполнителями. Конкретность решения не исключает, а предполагает его гибкость, т.е. возможность его корректив, в связи изменениями таможенной оперативно-служебной обстановки (ТОСО).

Последовательность принятия решения (процесс) может быть представлена в виде схемы (рис. 1.4). Выявить и проанализировать проблему. Вовремя выявить проблему – это значит, на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвешивать значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его вероятные конечные результаты.

Особенности принятия управленческого решения в таможенных органах

При подготовке решения, прежде всего, необходимо. Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение которых надо браться в первую очередь, затем производится их ранжирование и выбор стратегического направления их решения, после чего сформировать цели. Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате: получения решения вышестоящего уровня (приказ, указание, распоряжение, план работы и т.д.), для исполнения которого требуется применить частное, более конкретное решение на своем уровне; поступления от сотрудников (подразделений), а также из различных ведомств и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов (запросов), касающихся таможенного дела; постановки объектом управления конкретных практических вопросов и проблем.

Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям (по срокам разрешения проблемной ситуации, по формам реализации таможенного дела, по материальным ресурсам, кадрам и др.). Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) в разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.

Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристические приемы определения предпочтительных действий, такие как:

  • декомпозиция проблемы;
  • выдвижение параллельных задач;
  • определение ключевых подзадач;
  • соотнесение задач (подзадач) с силами и средствами;
  • аналогия;
  • использование прогноза развития ситуации;
  • учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий.

Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией. К числу наиболее очевидных критериев относятся: количество необходимых сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы и др. Для выбора окончательного варианта необходимы волевые усилия, как бы стимулирующие и организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии.

Воля субъекта управления помогает побороть нерешительность и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие. Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел. В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюций на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений и др. Одним из видов управленческого решения является программа (документ долгосрочного и среднесрочного планирования).

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления:

  • стратегическом (ФТС России);
  • оперативном (РТУ);
  • тактическом (таможня, таможенный пост);
  • операционном (отдел, отделение);
  • к этому виду решений относятся и личные планы работы должностных лиц.

Кроме того, оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенных органов – долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года). В зависимости от направления и решаемых задач организационные планы подразделяются на перспективные и рабочие. Перспективное планирование – наиболее сложный вид планирования, требующий научных знаний и опыта руководства. Перспективное планирование связано с разработкой планов, срок действия которых превышает календарный год, то есть включает долгосрочное и среднесрочное планирование.

Основанием для осуществления перспективного планирования в таможенных органах служат:

  • требования нормативных актов ФТС России о необходимости перспективного планирования;
  • задания по реализации долгосрочных планов ФТС России по совершенствованию таможенного дела;
  • проблемы регионального характера по таможенному делу.

Рабочее планирование охватывает все уровни управления и направления работы. Посредством разработки рабочих планов последовательно и целенаправленно обеспечивается выполнение задач, предусмотренных перспективными планами. Сами по себе управленческие решения и планы еще не свидетельствуют о том, что они будут реализованы. Для этого нужны соответствующие условия, которые создает общая функция управления «организация». Эта функция управления реализуется посредством выполнения таких операций (управленческих работ), как постановка задач исполнителям; их подготовка, включающая все формы обучения; организация взаимодействия; организация всестороннего обеспечения управленческих решений (планов) путем расстановки и маневра силами и средствами и др.

Наиболее важными видами обеспечения являются: кадровое, техническое, материальное, информационное, финансовое и ряд других.

В условиях, когда появляются выявленные в ходе контроля отклонения от параметров, заложенных в управленческом решении или плане, а также при изменении цели субъектом управления, – появляется необходимость внести коррективы в управленческую деятельность.

Это осуществляется реализацией общей функции управления «регулирование», включающей исполнение таких операций (управленческих работ), как:

  • анализ результатов контроля;
  • принятие решения на регулирование;
  • доведение решений в виде задач до исполнителей;
  • организация регулирования;
  • проведение регулирования;
  • проверка действенности регулирования.

Организация процесса принятия управленческих решений является важнейшим фактором в обеспечении единства системы управления. Она позволяет компенсировать определенные недостатки в реализации других компонентов управления таможенными органами, оценить и способствовать реализации основных путей совершенствования управления. Таким образом, процесс принятия управленческих решений – это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшей стадией управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство (Министерство финансов) Российской Федерации. Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль их развития, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического суверенитета и экономической безопасности России.

Организационная структура таможенного органа – это совокупность составляющих его структурных подразделений, порядок их подчиненности, а также формы распределения между ними функций и полномочий.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, – Федеральная таможенная служба. Региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации являются промежуточным звеном между этим органом и таможнями. Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подведомственных таможенных постов.

Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные операции (управленческие работы). Функции управления раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются распределением обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства реализации для получения намеченных результатов.

Таким образом, все функции управления разделяются на общие, отражающие стадии процесса управления, и специфические – функции управления конкретными видами служебной деятельности таможенных органов. Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, т.к. характеризуют процесс управления любым объектом. К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование, планирование, организация, регулирование, учет и контроль. К специфическими функциями управления в таможенных органах относятся функции управления таможенной, финансово-экономической, социальной и административно-хозяйственной деятельностью.

Процесс управления – это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления. Принятие управленческих решений – отдельная управленческая функция. Управленческое решение – это директивный фиксированный акт субъекта управления, организующий, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели.

В решении формируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматриваются ограничения в их поведении, определяются необходимые ресурсы. Управленческое решение, таким образом, содержит цель и программу действий для управляемой подсистемы (для объекта). Процесс управления таможенными органами отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)