Общее понятие о научении его уровни и виды

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это – научение, учение, обучение. Наиболее общим понятием является научение. Интуитивно каждый из нас представляет, что такое научение.

О научении говорят в том случае, когда человек стал знать и (или) уметь то, чего не знал и (или) не умел раньше. Эти новые знания, умения и навыки могут быть следствием деятельности, направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения, реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями.

Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, имеют некоторую общность, наиболее полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них или явно, или по умолчанию.

Понятие развития, или эволюции, невозможно без предположения о том, что все эти процессы происходят вследствие изменения поведения живых существ.

А в настоящее время единственным научным понятием, полно охватывающим эти изменения, является понятие научения. Живые существа научаются новым видам поведения, которые обеспечивают более эффективное выживание.

Все, что существует, приспосабливается, выживает, приобретает новые свойства, и это происходит по законам научения. Итак, выживание в основном зависит от способности к научению.

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическими процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).

При интеллектуальном научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

Каждый вид научения можно разделить на два подтипа:

  • рефлекторный;
  • когнитивный.

На рефлекторном уровне процесс научения носит бессознательный, автоматический характер. Таким путем ребенок научается, например, различать цвета, звук речи, ходить, доставать и перемещать предметы. Сохраняется рефлекторный уровень научения и у взрослого человека, когда он непреднамеренно запоминает отличительные особенности предметов, усваивает новые виды движений.

Интересно
Но для человека гораздо более характерным является высший, когнитивный уровень научения, который строится на усвоении новых знаний и новых способов действия посредством сознательного наблюдения, экспериментирования, осмысления и рассуждения, упражнения и самоконтроля. Именно наличие когнитивного уровня отличает научение человека от научения животных.

Однако не только рефлекторный, но и когнитивный уровень научения не превращается в учение,если он управляется какой-либо иной целью, кроме цели усвоить определенные знания и действия.

Если исходить из этого, наша задача при создании новой программы или модернизации существующей – определить образовательные результаты программы и выстроить ее, а затем и весь образовательный процесс так, чтобы студент смог в итоге совместной с нами работы выйти на них.

Основные правила:

  • рекомендуется выработать небольшой перечень самых важных образовательных результатов, описанных в простых и однозначных терминах а не длинный список поверхностных;
  • образовательные результаты не должны быть просто «списком пожеланий» по отношению к студенту – все дальнейшее должно быть построено на основе этих заданных требований к себе и студенту;
  • следует избегать описательных глаголов, таких как «понимать», «знать», «осознавать», «разбираться в…». Конкретные глаголы такие как «быть способным определять», «уметь применять», «уметь анализировать» предпочтительнее, чем «понимать», «быть знакомым с…».

Таким образом, мы рассмотрели лишь некоторые особенности
Методики обучения праву, оставив для самостоятельной познавательной деятельности очень многое, ибо эта наука содержит богатый и неисчерпающий арсенал технологий эффективной и результатной работы по правовому обучению и правовому воспитанию человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)