Обеспечение национальной безопасности как процесс содержание и институты

Исследователями выделяется два типа обеспечения безопасности конкретного объекта (в том числе государства):

  • обеспечение безопасности как борьба с конкретными опасностями, следствием чего является поддержание существования объекта;
  • утверждение безопасности как развитие и укрепление самого объекта и поддержание его природы.

Иными словами, обеспечение безопасности как отрицание опасностей и как утверждение безопасности объекта не тождественны.

Вследствие этого могут реализовываться две стратегии обеспечения безопасности:

  • стратегия защиты, при которой основание деятельности составляет обнаружение опасностей и их отрицание, а утверждение объекта в его безопасности является результатом отрицания опасностей;
  • стратегия утверждения, укрепления безопасности, которая основывается на самоутверждении природы самого объекта.

Безопасность достигается посредством сознательной и организованной деятельности людей.

Собственно деятельность по обеспечению безопасности может состоять из нескольких последовательных этапов:

  • выявление и оценка внешних и внутренних опасностей и угроз объектам безопасности, прогнозирование их пространственновременной динамики и разработка предложений для принятия решения;
  • предотвращение опасностей;
  • их сдерживание и нейтрализация;
  • пресечение;
  • локализация;
  • отражение;
  • устранение;
  • уничтожение (ликвидация) угроз.

Каждый из этих этапов требует обратной связи, анализа эффективности предпринимаемых действий. Таким образом, сущность обеспечения национальной безопасности заключается в целенаправленной деятельности субъектов по выявлению, предупреждению и противодействию различных опасностей и угроз личности, обществу и государству.

Известную формальноорганизационную упорядоченность деятельности выражает термин «механизм». Вполне обоснованной видится характеристика механизма как совокупности составляющих его элементов, находящихся в состоянии динамического взаимодействия, которое осуществляется в определенных формах и позволяет эту совокупность элементов выделить в относительно самостоятельную систему.

Под механизмом обеспечения национальной безопасности следует понимать объективно обусловленную и субъективно реализуемую совокупность властных, управленческих и координационных условий, а также используемых мер, способов действий по определению и организации (привлечению) необходимых и достаточных материальных, духовных и людских сил и средств, интеграции различных сфер общества для предупреждения и уничтожения внешних и внутренних угроз существованию личности, обществу и государству.

В самом общем виде алгоритм механизма обеспечения национальной безопасности выглядит так: институциональные субъекты системы безопасности, основываясь на национальных интересах, определяют цели этого механизма, необходимые пути, силы, средства, формы и способы деятельности функциональных субъектов, организуют их взаимодействие, контроль, коррекцию. Функциональные субъекты, руководствуясь определенными принципами, исходя из конкретной обстановки меняющихся сил и средств, применяют к возникающим опасностям и угрозам те или иные формы и способы деятельности.

Таким образом, в содержании механизма обеспечения национальной безопасности можно выделить четыре группы взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:

  • детерминационное основание: причины, цели, движущие силы;
  • основные силы и средства деятельности;
  • процесс деятельности по обеспечению безопасности – пути, формы и способы;
    результат.

Все эти элементы в реальном механизме переплетены. Деятельность по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с определенными принципами.

К ним следует отнести:

  • соблюдение конституции и законодательства РФ при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности;
  • единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;
  • приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения безопасности;
  • реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся сил и средств), сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения безопасности.

Все эти положения применимы к анализу особенностей обеспечения безопасности в любой из сфер жизнедеятельности общества. Система национальной безопасности функционирует в различных режимах: мирного времени, повышенной готовности, чрезвычайного положения, военного положения. Эти режимы могут вводиться в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах. Изменение режима осуществляется по Указу Президента РФ и утверждается Федеральным Собранием.
Функционирование системы национальной безопасности в режиме мирного времени – это отсутствие угроз национальным интересам Российской Федерации или их практическая нейтрализация.

В этом режиме субъекты национальной безопасности проводят:

  • работу по прогнозированию, выявлению, оценке опасностей, предотвращению превращения их в угрозу и нейтрализации всех видов угроз национальным интересам Российской Федерации;
  • разработку, утверждение и корректировку планов и программ обеспечения национальной безопасности, вводимых в действие в установленном законом порядке в случае возникновения угроз национальным интересам;
  • работу по подбору, обучению и совершенствованию кадров в различных сферах национальной безопасности.

Функционирование системы национальной безопасности в режиме повышенной готовности – это ее деятельность при эскалации угроз национальным интересам. При таком режиме субъектами системы национальной безопасности предпринимаются дополнительные усилия для пресечения опасностей, минимизации последствий их эскалации, по подготовке сил и средств для возможного противодействия.

Наличие угроз национальным интересам свидетельствует о функционировании системы национальной безопасности в режиме чрезвычайного положения. В таких случаях для противодействия угрозам, их локализации и устранения вводится чрезвычайное положение (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3ФК «О чрезвычайном положении»). Происходит мобилизация сил и средств для противодействия угрозам.

Разновидностью чрезвычайного положения является военное положение. Речь идет о появлении военных угроз, требующих применения военной силы для их отражения и уничтожения. В таком режиме функционирования система национальной безопасности становится системой обеспечения военной безопасности.

Следует отметить закономерность обеспечения национальной безопасности: скорость реакции субъектов системы безопасности на опасности (угрозы) должна превосходить скорость их формирования и вызревания, а сама деятельность этих субъектов должна быть направлена не просто на пресечение, локализацию, устранение и уничтожение опасностей и угроз, а прежде всего, на предотвращение и нейтрализацию генерирующих их причин.

Итак, национальная безопасность – это система, обладающая сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции по удовлетворению соответствующих потребностей системы. Нормативный характер вза имоотношений внутри этой системы определяется изначально поставленными задачами, которые она призвана решать (объективная составляющая), а также задачами, которые навязываются извне (субъективная составляющая).

Национальная безопасность – это целостный, сложный механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с другими подсистемами. Системность национальной безопасности проявляется не только во взаимоотношениях между ее элементами, но и во взаимодействиях системы с внешней средой.

Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая – это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая – это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности. Важным условием обеспечения целостности и эффективности системы обеспечения национальной безопасности является правильное определение и учет организационных принципов ее построения и функционирования.

К их числу можно отнести:

  • принцип достаточности, ориентирующий на адекватность системы предполагаемым (возможным) опасностям и угрозам;
  • принцип оптимальности, выражающий соответствие задач системы безопасности и затрат на нее реальным возможностям государства и общества;
  • принцип корреляции, обеспечивающий обратную связь и возможность эффективного воздействия субъектов управления на все уровни и элементы системы безопасности с целью изменения их в соответствии с возникающими угрозами и меняющимися задачами;
  • принцип согласованности действий всех субъектов и сил безопасности в сочетании с принципом ответственности за принимаемые решения, процесс их реализации и др.

Особого внимания заслуживает проблема взаимодействия государственной и общественной системы социальной защиты людей. Эти системы могут усиливать друг друга, вести между собой борьбу, вступать в конфликт. Без сильной общественной системы безопасности государство не может быть стабильным, демократическим. Отсутствие общественного контроля над государственной системой безопасности может повлечь колоссальный ущерб для народа и страны.

Государство должно заботиться о развитии общественной системы. Только правильное взаимодействие государственного и общественного механизмов может предотвратить изменения социальной системы, противоречащие выбору народа. Как показывает мировой опыт, ставка на силовые методы противодействия опасностям чаще всего отсрочивает, создает видимость наведения порядка и законности, тем самым лишь загоняет вглубь существующие противоречия и усиливает взрывной потенциал. Абсолютизация силовых средств в обеспечении безопасности может трансформировать государство, намеревающееся быть демократическим, в полицейское.

Демократическая власть, хотя и имеет устойчивую тенденцию к уменьшению масштабов и жестокости насилия, не может обходиться без него. Есть и долго будут сохраняться угрозы и опасности, которые невозможно обуздывать и устранять без насилия: действия агрессивных, экстремистских, анархических сил, преступность и т. п.

Демократическая власть может:

  • применять насилие для принуждения к миру (прекращения и предотвращения военных конфликтов);
  • защиты жизни, прав и свобод граждан;
  • восстановления законности и порядка;
  • охранение самой себя от насильственного свержения.

Такое насилие осуществляется в соответствии с Конституцией, другими законами государства, а также международным правом, нормами и принципами общечеловеческой морали. Бывает, что для обеспечения законности и порядка в обществе, кроме правоохранительных сил (полиции, внутренних войск и т. п.), приходится использовать армию. Ни одно, даже самое демократическое государство, не может зарекаться, что ему никогда не потребуется сила для поддержания законного порядка. Поэтому армии демократических стран, предназначенные для защиты от агрессий извне, рассматриваются и как «страховой полис» на случай непредвиденных обстоятельств во внутренней жизни.

В демократическом обществе принципиальными особенностями применения насилия является то, что оно осуществляется на строго правовой основе, в соответствии с установленными процедурами принятия решений, ориентацией на менее жесткие и гуманные формы применения силы. Неотъемлемой стороной подобных действий власти является всесторонний анализ и оценка действий как государственными органами, так и общественностью.

Для России национальная безопасность является решающим фактором возрождения страны. Разумеется, это не умаляет других видов жизнедеятельности, которые находятся в неразрывном единстве. Социальнополитическая слагаемая существенно определяет сам дух, ориентиры, все содержание общей концепции национальной безопасности. А критерии оценки состояния системы обеспечения безопасности определены в п. 115.

Стратегии Национальной безопасности Российской Федерации, где определено следующее: «Основными показателями, необходимыми для оценки состояния национальной безопасности, являются:

  • удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;
  • доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
  • ожидаемая продолжительность жизни;
  • валовой внутренний продукт на душу населения;
  • децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);
    уровень инфляции; уровень безработицы;
  • доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования;
  • доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру; доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам».
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)