Музыка

Группа художников и литераторов во Флорентийской академии «Камерата», стремясь возродить принципы древнегреческой трагедии, положила начало декламации, что привело появлению в XVII в. новой формы культуры – оперы. Первым оперным композитором стал Монтеверди, хотя уже в 1597 г. ставится в частном доме «Палаццо Корси» во Флоренции самая первая опера «Дафна» композитора Д. Пери, которая не сохранилась. В Венеции 1637 г. открывается первый в мире   оперный театр. В 1732 г. В Лондоне открыт театр «Ковент-Гарден». В 1798 в Лейпциге выходит первое периодическое музыкальное издание «Альгемайне музикалише цайтунг». К концу века опера получила развитие в произведениях А. Скарлатти в Италии и Ж.Б. Люлли во Франции.

Театральное представление в форме танца – балет, в котором музыка играет также важную роль, в его классическом виде появляется в Италии, но нечто подобное существовало в Древней Греции. Из Италии балет был перевезен Екатериной Медичи во Францию. В 1661 г. Людовик XIV основал Королевскую академию танца. В XVIII в. Ж.Ж. Новер создает балет с сюжетом (балет действия), введя простые, свободные движения.

В конце XVII–XVIII вв. начинает складываться новый музыкальный язык. Иоганн Себастьян Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы, и был непревзойденным мастером полифонии. Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759) использовал библейские сюжеты для своих произведений: «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия». Написал более 40 опер, органные оркестры, сонаты, сюиты, прославился ораториями. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен) переосмыслила и заставила звучать по-новому все музыкальные жанры и формы. Их произведения – высочайшее достижение классицизма в совершенстве мелодий и форм.

«Буря и натиск»

В 70–80 гг. XVIII в. на литературную арену вышла группа молодых поэтов Германии, получившая название «Бури и натиска». В Геттингене выступили Г. Бюргер, Ф. Мюллер, И. Фосс, Л. Гелти; в Страсбурге – И.В. Гете, Я. Ленц, Ф. Клингер (название этого романтического движения в немецкой литературе и музыке было взято из его пьесы), Г. Вагнер, И. Гердер; в Швабии – Х. Шубарт, Ф. Шиллер.

Восприняв антифеодальный пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители этого движения отстаивали национальное своеобразие, народность искусства (по сути, ввели это понятие), требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Эстетическая программа была обоснована И. Гердером – главным вдохновителем движения, одним из наиболее влиятельных мыслителей того времени («О немецком характере и искусстве»), который, в частности, познакомил Гете с творчеством Шекспира. Для «Бури и натиска» характерно преимущественное обращение к драматургии.

Веймарский классицизм

Так называется направление в немецкой просветительской литературе 80 – 90 гг. Это произведения Гете и Шиллера периода их творческого содружества в Веймаре, теоретические трактаты И.И. Винкельмана, В. Гумбольдта. Отвергая индивидуалистическое бунтарство «Бури и натиска», преодолевая односторонность руссоистского культа чувства, представители направления обращались к античности как идеалу формирования гармоничной, свободной и гуманной личности.

Произведения отличаются масштабностью образов, стремлением к простоте композиции, строгой завершенности формы. При этом в отличие от французского классицизма, эстетика веймарцев не связывала себя никакими догмами. Творчество Гете и Шиллера отмечено богатством и многообразием жанров, не канонических для классицизма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)