Мозговой штурм
Мозговой штурм («мозговая атака») – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
- творческое усвоение студентами учебного материала;
- связь теоретических знаний с практикой;
- активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решение актуальных задач;
- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес студентов.
Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед студентами как учебная задача.
Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:
- Определение цели занятия, конкретизация учебной задачи.
- Планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия.
- Подбор вопросов для разминки.
- Разработка критериев для оценки поступающих предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.
Существуют определённые правила, соблюдение которых позволит более продуктивно провести мозговой штурм. Основными из них являются:
- Во время сессии нет ни начальников, ни подчинённых, ни новичков, ни ветеранов – есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль.
- Категорически запрещаются взаимные критические замечания и оценки, они мешают возникновению новых идей.
- Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками сессии.
- Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с одобрением.
- Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.
- Не думайте, что проблема может быть решена только известными способами.
- Чем больше выдвинутых предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.
- Перед началом сессии попытайтесь ответить для себя на следующие вопросы: Заслуживает ли проблема моего внимания? Что даёт её решение? Кому и для чего это нужно? Что произойдёт, если ничего не менять? Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?
Методика организации и проведения мозгового штурма.
Организационный этап проводится с одной академической группой. До начала занятия, когда студенты входят в аудиторию и рассаживаются по местам, можно включить бодрую, динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки у студентов.
В начале занятия преподаватель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит студентов с условиями коллективной работы и выдаёт им правила мозгового штурма. После этого формируется несколько групп по 3 – 5 человек. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений.
Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать и чтобы студенты могли видеть друг друга.
На этот этап в среднем затрачивается около 10 минут. Разминка проводится фронтально со всей группой. Цель этапа – помочь студентам освободиться от стереотипов и психологических барьеров.
Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1–2 варианта ответа. Как только студенты начинают с трудом находить ответы, надо задуматься, стоит ли переходить к следующему вопросу.
Для того чтобы создать и поддерживать непринуждённую и живую атмосферу, преподаватель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы.
Преподаватель в ходе разминки не даёт оценки ответам студентов, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории. Время разминки – 15 – 20 минут.
Подаётся сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке записывает все выдвигаемые идеи. Не бойтесь лёгкого шума и оживления в аудитории – непринуждённость обстановки способствует активизации мысли.
Преподавателю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда нарушаются правила работы (например, начинают обсуждать или критически оценивать идею), преподаватель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние.
На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возможность, экспертам на время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Преподаватель определяет время работы для экспертов в 15 – 20 минут.
Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно включить музыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо предложить им несложные задания в игровой форме, например кроссворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др.
Преподаватель подводит итоги, даёт общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т.п. Такая итоговая оценка создаёт в учебной группе творческую атмосферу, поддерживает студентов. Даже если успехи группы не блестящи, всё равно нужно опираться на положительное в её работе, чтобы стимулировать у студентов желание добиться больших результатов в будущем.
По времени заключительный этап – самый продолжительный (25 – 40 минут). Этот этап очень важен в учебном плане, так как при его обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен информацией, её осмысление и активное усвоение.
Как правило, «мозговой штурм» проходит очень продуктивно и даёт хорошие результаты. В случае неудачи преподавателю не следует скоропалительно отказываться от этой формы работы, а нужно ещё раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи, ликвидировать их, и в будущем его ждёт успех.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу