Концептуальные основы формирования сервисной системы

Разработка конкретной сервисной системы реализуется под определенную услугу, имея в виду, что даже однородные услуги существенно отличаются конфигурацией перечня предлагаемых услуг, составляющим сервисный пакет (эксклюзивный ресторан и ресторан быстрого питания, такси и общественный транспорт и т.д.).

Таким образом, первоочередным шагом в формировании сервисной системы становится определение сервисного пакета для целевого рынка – комплекса основных и дополнительных (вспомогательных и сервисных) услуг, которые дифференцируются по вкладу в удовлетворение потребности:

  • основные услуги – те, ради которых производитель выходит на рынок, ориентированные на удовлетворение базовой потребности;
  • вспомогательные услуги – те, которые обеспечивают потребление основной услуги, являются его необходимым элементом;
  • поддерживающие (сервисные) услуги – те, которые придают дополнительную потребительную ценность и повышают привлекательность услуг производителя для избранных целевых рынков по сравнению с конкурентами;
    способствуют продвижению услуги на рынке за счет придания дифференцирующих отличительных черт (дополнительных удобств) в процессах продажи и потребления услуги.

Определение сервисного пакета базируется на формировании концепции услуги, представляющей собой совокупность выгод, материальных и нематериальных, явных и неявных, которые получает клиент в процессе и результате потребления услуги.

Концепция услуги отражает те выгоды и преимущества и способы их формирования, которые создают ценность услуги для выбранного целевого сегмента потребителей.

Формирование указанных преимуществ и выгод происходит путём комбинирования материальных и нематериальных, внутренних (формируемых в процессе производства услуги) и внешних (формируемых, как правило, на стадии сбыта) признаков услуги.

Для управления этим процессом как основа для принятия решений по развитию и совершенствованию продукта (услуги) широко используется модель многоуровневого представления продукта, предложенная Т. Левиттом и развитая Ф. Котлером, включающая следующие элементы:

  • родовой продукт (по Левитту) или фундаментальную пользу (по Котлеру) в качестве «ядра» продукта. Данный уровень содержит в себе перечень выгод и эффектов, которые клиент ожидает получить в результате потребления услуги. При этом выгода – это то, что клиент ожидает получить в процессе и результате потребления в контексте результата, связанного с удовлетворением потребности. К выгодам относятся и внешние эффекты (например, престиж), сокращение разнообразных издержек, связанных с получением услуги, обусловленных пространственно-временными и технологическими характеристиками, финансовыми затратами, т.е. ценой (в широком смысле), которую заплатит потребитель.
  • ожидаемый продукт, представляющий собой его реальное воплощение с минимальными вариациями характеристик. Он включает то, что непременно сопутствует родовому продукту, включая цены, сроки и др. условия поставки, внешний вид персонала и помещений, квалификацию работников и т. п. Фактически, данный уровень описывает минимально необходимый для обеспечения всех выгод и эффектов, ожидаемых потребителем, набор характеристик услуги, отражающие современные представления целевого сегмента о приемлемых характеристиках предоставления услуги.
  • расширенный продукт, включающий сервисные услуги. «Расширенный продукт» включает в себя то, что может отличать данный продукт от его рыночных аналогов в части характеристик родового продукта, а также сервисных преимуществ, связанных с его приобретением и потреблением. По мере того как клиенты привыкают к таким преимуществам, они становятся частью ожидаемого продукта.
  • потенциальный продукт, который определяется как состоящий из всего, что потенциально достижимо и реализуемо в перспективе для удержания клиентуры.

Здесь речь может идти о разнообразных дополнительных услугах. Разработка концепции услуги, как видно, взаимоувязана с конкретизацией конфигурации сервисного пакета, в т.ч. конкретного перечня и структуры реализуемого пакета, в частности в сопровождающих основную услугу вспомогательных (обеспечивающих) услуг и сервисных поддерживающих услуг. Не все из них планируются для каждой сервисной отрасли. Но любая из них в случае некачественного исполнения может существенно испортить впечатление покупателя

Практически всё реальное и потенциальное разнообразие дополнительных услуг согласно концепции К. Лавлока можно систематизировать в восьми основных группах (рис.4.1). Не все из них планируются для каждой сервисной отрасли. Но любая из них в случае некачественного исполнения может существенно испортить впечатление покупателя, и напротив, на их основе можно формировать конкурентные преимущества.

Концептуальные основы формирования сервисной системы

Обеспечивающие и поддерживающие услуги могут иметь различные организационные формы и процедуры, которые в зависимости от субъекта выгод направлены на сокращение соответственно издержек потребителя или производителя услуги.

Например, процедуры выставления счета и приема оплаты могут реализовываться в аквапарках через обеспечение своих посетителей электронным браслетом, который дает возможность не носить с собой платежные средства, а оплатить еду, напитки и дополнительные услуги на выходе, а в пригородных поездах посредством мобильных терминалов для приема платы за проезд кондукторами после посадки.

Процедура приёма заказов может быть организована в офисе компании или дистанционно – по телефону, через интернет или электронную почту.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)