Концептуальные основы формирования сервисной системы
Разработка конкретной сервисной системы реализуется под определенную услугу, имея в виду, что даже однородные услуги существенно отличаются конфигурацией перечня предлагаемых услуг, составляющим сервисный пакет (эксклюзивный ресторан и ресторан быстрого питания, такси и общественный транспорт и т.д.).
Таким образом, первоочередным шагом в формировании сервисной системы становится определение сервисного пакета для целевого рынка – комплекса основных и дополнительных (вспомогательных и сервисных) услуг, которые дифференцируются по вкладу в удовлетворение потребности:
- основные услуги – те, ради которых производитель выходит на рынок, ориентированные на удовлетворение базовой потребности;
- вспомогательные услуги – те, которые обеспечивают потребление основной услуги, являются его необходимым элементом;
- поддерживающие (сервисные) услуги – те, которые придают дополнительную потребительную ценность и повышают привлекательность услуг производителя для избранных целевых рынков по сравнению с конкурентами;
способствуют продвижению услуги на рынке за счет придания дифференцирующих отличительных черт (дополнительных удобств) в процессах продажи и потребления услуги.
Определение сервисного пакета базируется на формировании концепции услуги, представляющей собой совокупность выгод, материальных и нематериальных, явных и неявных, которые получает клиент в процессе и результате потребления услуги.
Формирование указанных преимуществ и выгод происходит путём комбинирования материальных и нематериальных, внутренних (формируемых в процессе производства услуги) и внешних (формируемых, как правило, на стадии сбыта) признаков услуги.
Для управления этим процессом как основа для принятия решений по развитию и совершенствованию продукта (услуги) широко используется модель многоуровневого представления продукта, предложенная Т. Левиттом и развитая Ф. Котлером, включающая следующие элементы:
- родовой продукт (по Левитту) или фундаментальную пользу (по Котлеру) в качестве «ядра» продукта. Данный уровень содержит в себе перечень выгод и эффектов, которые клиент ожидает получить в результате потребления услуги. При этом выгода – это то, что клиент ожидает получить в процессе и результате потребления в контексте результата, связанного с удовлетворением потребности. К выгодам относятся и внешние эффекты (например, престиж), сокращение разнообразных издержек, связанных с получением услуги, обусловленных пространственно-временными и технологическими характеристиками, финансовыми затратами, т.е. ценой (в широком смысле), которую заплатит потребитель.
- ожидаемый продукт, представляющий собой его реальное воплощение с минимальными вариациями характеристик. Он включает то, что непременно сопутствует родовому продукту, включая цены, сроки и др. условия поставки, внешний вид персонала и помещений, квалификацию работников и т. п. Фактически, данный уровень описывает минимально необходимый для обеспечения всех выгод и эффектов, ожидаемых потребителем, набор характеристик услуги, отражающие современные представления целевого сегмента о приемлемых характеристиках предоставления услуги.
- расширенный продукт, включающий сервисные услуги. «Расширенный продукт» включает в себя то, что может отличать данный продукт от его рыночных аналогов в части характеристик родового продукта, а также сервисных преимуществ, связанных с его приобретением и потреблением. По мере того как клиенты привыкают к таким преимуществам, они становятся частью ожидаемого продукта.
- потенциальный продукт, который определяется как состоящий из всего, что потенциально достижимо и реализуемо в перспективе для удержания клиентуры.
Здесь речь может идти о разнообразных дополнительных услугах. Разработка концепции услуги, как видно, взаимоувязана с конкретизацией конфигурации сервисного пакета, в т.ч. конкретного перечня и структуры реализуемого пакета, в частности в сопровождающих основную услугу вспомогательных (обеспечивающих) услуг и сервисных поддерживающих услуг. Не все из них планируются для каждой сервисной отрасли. Но любая из них в случае некачественного исполнения может существенно испортить впечатление покупателя
Практически всё реальное и потенциальное разнообразие дополнительных услуг согласно концепции К. Лавлока можно систематизировать в восьми основных группах (рис.4.1). Не все из них планируются для каждой сервисной отрасли. Но любая из них в случае некачественного исполнения может существенно испортить впечатление покупателя, и напротив, на их основе можно формировать конкурентные преимущества.
Обеспечивающие и поддерживающие услуги могут иметь различные организационные формы и процедуры, которые в зависимости от субъекта выгод направлены на сокращение соответственно издержек потребителя или производителя услуги.
Например, процедуры выставления счета и приема оплаты могут реализовываться в аквапарках через обеспечение своих посетителей электронным браслетом, который дает возможность не носить с собой платежные средства, а оплатить еду, напитки и дополнительные услуги на выходе, а в пригородных поездах посредством мобильных терминалов для приема платы за проезд кондукторами после посадки.
Процедура приёма заказов может быть организована в офисе компании или дистанционно – по телефону, через интернет или электронную почту.
- Формирование партнёрских отношений с персоналом
- Методы формирования лояльности потребителей
- Интегрированный подход к управлению сервисной организацией на основе маркетинга
- Место маркетинга в системе менеджмента в сфере услуг
- Методическое обеспечение подходов к оценке качества услуги
- Расхождения исполнения услуги
- Потребительские расхождения
- Концептуальные модели обеспечения качества услуги
- Сервисный план назначение и использование сервисного плана в управленческой практике
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу