Командообразование
Команда – группа людей (как правило, небольшая), которая выполняет определенную задачу и в которой проявляется синергетическии эффект, то есть результат усилий членов команды оказывается больше арифметической суммы тех результатов, которые могли бы получить члены команды, работая порознь.
Характеристики команды: общее дело; регулярность совместной работы; постоянство состава; командные правила.
При этом сформировавшаяся в организации команда будет иметь более высокие результаты, чем другие группы, за счет того, что каждый член команды стремится к достижению общей цели, четко выполняет свои обязанности, взаимодействует с другими членами для координации совместной деятельности и рассматривает себя как часть целого.
На основе этого в команде возникает синергетический эффект. Суть этого эффекта состоит в том, что результат совместных усилий членов команды оказывается больше суммы отдельных результатов ее членов, если бы они работали порознь. Этот эффект обеспечивается тем, что в командах по сравнению с группами более ярко выражены такие характеристики, как одинаковые ценности, внутренние взаимосвязи, преданность, согласованность, доверие, сотрудничество, значимость групповых процессов.
Специфические различия между группами и командами:
- в группе существует один ярко выраженный лидер; в команде лидерство разделено между ее членами;
- в группе доминирует личная ответственность; в команде личная ответственность дополняется коллективной;
- в группе производятся продукты индивидуальной деятельности; в команде — продукты коллективной деятельности;
- группа обсуждает, решает и делегирует; команда обсуждает, принимает решение и выполняет его.
Любая рабочая группа (команда) — это сложный социальный и профессиональный организм, обладающий способностью к саморегуляции, наличием обратных и горизонтальных связей и т.д. Но вместе с тем, ему присущ ряд черт, характерных для организации:
- разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах или инструкциях;
- должностная иерархия, порядок подчиненности;
- лояльность каждого сотрудника по отношению к своей команде;
- система позитивных и негативных санкций (отсюда — особая роль руководителей в рабочей группе).
Члены команды, помимо функциональных ролей, определяемых компетенцией в некоторой области, при выполнении работы играют те же социальные роли, которые присутствуют в малой группе. Когда же необходимо работать командой? Прежде всего, в тех случаях, когда работа не может быть формально структурирована таким образом, чтобы каждый работник имел возможность действовать автономно.
В реальных организациях команды могут возникать спонтанно, а могут быть сформированы менеджером в процессе создания формальных групп. При этом следует учитывать, что современная команда не обязательно должна работать в одном помещении.
Команда приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую атмосферу. Совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников; в рабочей группе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные последствия нечеткого распределения обязанностей и неправильного руководства, конфликты на межличностном уровне.
Признаки, характеризующие эффективную команду:
- Между членами команды существует взаимосвязь.
- Команда способствует более эффективной работе ее членов по сравнению с их работой в одиночку.
- Эффективная команда притягательна для своих членов.
- В эффективной команде не обязательно существует постоянный лидер.
- Члены эффективной команды заботятся друг о друге и обучают друг друга.
- Члены эффективной команды ободряют и поддерживают лидера.
- Отношения между членами команды характеризуются высоким уровнем доверия.
Команды, в которых работают представители только одного пола – либо только мужчины, либо только женщины, – называются гомогенными. Такие команды имеют как положительные свойства, так и недостатки.
В мужских коллективах нередко развита высокая креативность, стремление к прорыву и успеху, азарт риска, борьбы и победы; могут достигаться серьезные профессиональные результаты в развитии компании или подразделения; здесь чаще, чем в женских коллективах, деловые отношения строятся на основе полезности, поэтому взаимодействие работников является более объективным и прогнозируемым. Однако, именно для мужских коллективов характерно нарушение трудовой дисциплины.
Женские команды, как правило, отличаются следующим: в них развита трудовая дисциплина. Женщины стремятся приходить на работу вовремя и уходить в положенное время; здесь заметна аккуратность в работе; женщины хорошо работают там, где нужна кропотливая и терпеливая деятельность; специалисты-женщины имеют гибкую самооценку и способны позитивно принять понижение, если это происходит в вынужденных условиях; они эффективны в продажах, где необходимы социальный интеллект, искусство общения, интуиция и обаяние.
В то же время известно, что в женских коллективах очень развиты неформальные и эмоционально близкие отношения. Они много рассказывают друг другу о своих личных и семейных отношениях. В женской команде отношения более динамичны и менее предсказуемы, нежели в мужском коллективе.
Гетерогенным коллективом обозначают группу работающих людей, имеющих разный пол и возраст. Такие команды более эффективны при решении сложных проблем. Смешанные коллективы отличаются более позитивной психологической атмосферой, нежели гомогенные.
Однако в смешанных командах тоже есть свои трудности и проблемы. Основные из них – это проблемы «служебных романов» и организации позитивных контактов между сотрудниками разного возраста. Высокая эффективность и «выживаемость» команды связаны не с тотальным единообразием мнений и стилей, а именно с многообразием и разнообразием позиций, точек зрения, идей и подходов к решению проблем. Именно поэтому смешанные, гетерогенные команды по возрасту, полу и профессиональной принадлежности более эффективны, нежели гомогенные.
Гетерогенными можно также обозначить команды, в которых собраны сотрудники, отличающиеся друг от друга разными темпераментами и разными стилями мыслительной деятельности.
Сплоченность команды – это социально-психологические характеристики взаимоотношений и взаимодействий работающих людей, отражающие степень объединенности их усилий для достижения поставленных целей и решения производственных задач.
Факторами групповой сплоченности выступают сходство между работниками во взглядах, ценностях и интересах. Сплоченная команда является более эффективной, нежели команда с низкими показателями сплоченности.
Сплоченная команда отличается следующими признаками: устойчивыми неформальными отношениями; сравнительно стабильной групповой динамикой; низкой текучестью кадров; хорошей психологической атмосферой; положительными взаимными оценками людей по отношению друг к другу.
Факторы, повышающие сплоченность команды: соглашение относительно целей; частота взаимодействия; личная привлекательность; межгрупповая конкуренция; благоприятные оценки; успешный опыт решения задач.
Факторы, понижающие сплоченность команды: отсутствие согласия относительно целей; большая численность группы; неуспешный опыт взаимодействия между членами группы; внутригрупповая конкуренция; доминирование одного или нескольких членов.
Существуют и отрицательные последствия групповой сплоченности:
- Так, в сплоченной группе возникают условия для формирования единообразия в выработке идей и подходов к решению задач. Работающим людям важно сохранить позитивную атмосферу и хорошие отношения между собой, они стараются больше хвалить друг друга и избегают критики, чтобы не обидеть кого-то. В сплоченном коллективе возрастает вероятность ошибочных решений и действий.
- В сплоченной команде возникает стремление сотрудников не к низкой, но и не к высокой производительности труда. В такой команде нет ни сильно отстающих, ни профессиональных «звезд». Тенденция к усредненности практически всегда характерна для сплоченных коллективов, из которых постепенно увольняются как очень «слабые» работники, таки очень «сильные».
- Активные и независимые работники нередко чувствуют в сплоченном коллективе «пресс» и давление групповых норм, и вследствие этого говорят о зажатости и отсутствии свободы в самовыражении. Они не могут высказать свое мнение, если оно расходится с групповыми установками. Они не могут быть самими собой, поскольку обязаны постоянно играть социальные роли, принятые в данной группе.
Для того чтобы сделать работу команд успешной, организации необходимо сконцентрировать внимание на пяти основных направлениях.
- Проектирование команд, ориентированных на успех.
- Отбор членов команд.
- Обучение с ориентацией на успех.
- Инициирование перераспределения властных функций.
- Вознаграждение за работу в командах.
При этом, если руководитель ориентирован на создание смешанного коллектива, у него возникают следующие задачи.
- Первая задача: формирование групповой нормы взаимодействия между сотрудниками, которая связана с толерантностью (терпимостью) их друг к другу, конструктивного принятия и понимания другой точки зрения, в том числе критической.
- Вторая задача: учет фактора психологической совместимости людей, различающихся по возрасту, полу, ценностям, происхождению, темпераменту, стилю мышления, профессиональной принадлежности и реализуемым социальным ролям.
- Третья задача: реализация стиля управления на основе индивидуального подхода к каждому сотруднику, с учетом особенностей его темперамента и стиля мыслительной деятельности.
- Четвертая задача: принятие во внимание эффективности каждого работника и использование его сильных сторон при постановке целей и формулировании заданий.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу