Использование технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских педагогических системах
В современных условиях развития общеобразовательных школ от преподавателей часто можно услышать: «дайте нам новые технологии обучения, и качество учебного процесса будет гарантировано!». Действительно, одним из главных требований к педагогическим технологиям является гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения и воспитания при их воспроизведении.
Но при этом часто забывают, что успешность любых нововедений обеспечивается режимом благоприятствования индивидуальному инновационному совершенствованию деятельности педагога.
Нам представляется, что рассматриваемая технология проблемно-модульного обучения как комбинированная дидактическая система может применяться в различных педагогических направлениях, где в учебно-воспитательном процессе реализуются требования индивидуализации и повышения самостоятельности обучения, а обучающимся предоставляются действенные, логически, проблемно и модульно выстроенные знания, на основе которых формируются умения и навыки.
Вопрос о возможности применения технологии проблемно-модульного обучения в средней школе прежде всего связан с возрастом обучаемых и уровнем владения ими умениями и навыками самостоятельной работы с информационными источниками, а также с их мировоззренческой подготовкой.
В младших классах, как представляется, акцент должен делаться на педагогический процесс, организуемый и управляемый непосредственно учителем, при этом особую роль здесь играет его нравственно-эмоциональное воздействие. Всякое сужение функций преподавателя может породить проблему дегуманизации педагогического процесса.
Начиная со средних классов, можно ввести элементы технологии проблемно-модульного обучения. При этом ими могут быть упрощенные проблемно-модульные курсы (рабочие тетради по предметам обучения), в которых упор делался бы на управление и самоуправление деятельностью учеников, контроль и самоконтроль их знаний.
Проблемно-модульные курсы в учебный процесс средней школы целесообразно вводить постепенно, наравне с учебником, начиная с отдельных курсов, предметов и конкретных, хорошо успевающих учеников, которым предоставляется большая самостоятельность в учебе.
С девятого класса общеобразовательной школы технологию проблемно-модульного обучения можно полностью ввести в педагогический процесс, т. е. возможно применение проблемно-модульных образовательных программ, к построению которых для старших классов можно подойти трояко:
- строить проблемно-модульные программы и курсы для выбираемого обучающимися цикла профилирующих предметов, при изучении которых необходима большая доля самостоятельности. Их содержание отличается динамичностью границ с точки зрения как ширины, так и глубины познания;
- строить проблемно-модульные программы, рассчитанные на один год, по всем предметам или комплексной учебной проблеме;
- строить проблемно-модульные программы, предназначенные длявсего этапа обучения в старших классах.
Очевидно, что внедрение технологии проблемно-модульного обучения в общеобразовательной школе целесообразно начинать и вести последовательно, по сложности реализации, в строгом логическом порядке. Структура проблемно-модульной программы, предназначенной для всего этапа обучения в старших классах, включает в себя проблемно-модульные курсы по всем изучаемым предметам на один учебный год.
Преимущество применения проблемно-модульной программы, рассчитанной на весь этап обучения в старших классах, состоит в том, что обеспечиваются наиболее благоприятные условия для реализации принципа осознанной перспективы, особенно стимулирующие мотивацию учения, а также открываются реальные пути к обучению экстерном.
При рассмотрении применения технологии проблемно-модульного обучения в средней школе возникает вопрос о возможности замены учебников проблемно-модульными курсами, где учебники будут играть вспомогательную роль.
Необходимо отметить, что однозначно ответить тут сложно, так как вышеназванные пособия решают совершенно разные задачи. Более того, проблемно-модульный курс базируется на нескольких учебниках, формируя таким образом основы методологии познавательной деятельности и самостоятельной работы с источниками.
В проблемно-модульном курсе акцентируется руководство учебными действиями обучающегося с существенной опорой на учебники и учебные пособия, другую методическую литературу. Возникает и другой вопрос, касающийся применения технологии проблемно-модульного обучения в средней школе, состоящий в следующем: кто будет создавать проблемно-модульные курсы и разрабатывать программы?
В этом случае возможны два пути решения данного вопроса:
- они могут создаваться региональными методическими центрами или ко-миссиями, основой которых станут временные творческие коллективы;
- будут разрабатываться отдельными высококвалифицированными, опытными учителями для самостоятельной организации ими конкретного педагогического процесса.
Эти два направления не являются альтернативными, они могут успешно дополнять друг друга. Только в этом случае учитель не будет создавать «на пустом месте» оригинальный проблемно-модульный курс или программу, а станет использовать проблемно-модульные курсы, разработанные в региональных методических центрах или комиссиями, приспосабливая их к конкретным условиям функционирования школы.
С созданием проблемно-модульных курсов или программы еще не решается проблема внедрения предлагаемой технологии в той или иной системе обучения. Важным является вопрос организации собственно процесса проблемно-модульного обучения в средней школе.
Исследований по данному вопросу в нашей стране еще нет, а в работах зарубежных авторов чаще всего описывается и анализируется практический опыт организации обучения. Так, например, Дж. Рассел в своей монографии рассматривает опыт создания и применения системы модульного обучения для изучения учащимися средней школы биологии и английской литературы.
В свете отмеченного при применении технологии проблемно-модульного обучения учащимся, как правило 9–10 классов, будет предлагаться на выбор несколько путей организации проблемно-модульного обучения, предусматривающих самостоятельную работу с модулем при использовании технических средств обучения, консультации с успевающими учениками или с педагогом и т. д., где каждый обучающийся может выбрать как один, так и несколько наиболее подходящих ему вариантов либо комбинацию из них. Более того, каждый учитель имеет свои, разработанные собственными сила-ми модули, приспособленные к конкретной ситуации.
Подготовка модулей и организация проблемно-модульного обучения в школе основываются на пяти принципах:
- максимально эффективно использовать время педагога. Это становится возможным тогда, когда сам ученик приходит к учителю за консультацией;
- максимально эффективно использовать время ученика. Этому содействует отработка самого модуля и его оснащение техническими средствами обучения;
- самое главное в технологии проблемно-модульного обучения — это и учителю, и ученику необходимо понимать и принимать как существенное — цели обучения;
- сами ученики могут стать неплохими учителями. Помощь в учебе (в разъяснении учебного материала) является одним из главных компонентов в образовательном процессе при проблемно-модульном обучении;
- овладение учебным материалом является обязательным. Критерии, отражающие его уровень, указываются ученикам в модуле. Устный контроль проводится с целью подтверждения понимания учениками цели обучения. В письменных контрольных заданиях требуется правильно ответить на 80 % поставленных вопросов.
Проблемно-модульное построение учебного предмета протекает в два этапа: на первом разрабатывается общая инвариантная модель единого содержания преподаваемой дисциплины, на втором выделяются ключевые идеи в рамках конкретных модулей.
Принципами отбора ключевой информации являются:
- информационная емкость и прогностическая ценность материала;
- его системообразующая функция;
- конструктивно-практическая значимость.
Практической направленностью обучения насыщен материал всех модулей. Он ориентирован на усвоение учащимися навыков самоконтроля, саморегуляции и самовоспитания применительно ко всем основным сферам жизнедеятельности (учеба, труд, взаимоотношения в семье, поведение на отдыхе и т. д.). Следует отметить, что проблемно-модульный подход органично сочетается с системно-генетическим.
Технология проблемно-модульного обучения, применяемая в средней школе, включает в себя восемь компонентов:
- Усвоение учениками целей обучения.
- Учебная работа с проблемно-модульным курсом включает процесс усвоения учебного материала с использованием различных методов и средств обучения.
- Постоянный контроль учебной деятельности учащихся. После прохождения письменного и устного контроля ученик получает оценку заданную тему или отдельный модуль. Обучающийся, усвоивший за учебный год все темы или модули курса, получает за них оценку.
- Инструктирование при обнаружении того, что ученик не понимает учебного материала. Он может обратиться за консультацией к учителю или к более подготовленному и успевающему по этому курсу ученику.
- Небольшие исследования при отработке проблемно-модульного курса, которые ученик проводит, опираясь на учебники и различные методические материалы или самостоятельно планируя исследовательские действия под руководством учителя. Исследовательская работа проводится индивидуально или в малых группах (до шести человек). После завершения исследования в группе проводится обсуждение его результатов с их интерпретацией и т. д. За каждое законченное исследование ученик может получить какое-то количество баллов.
- Оценивание результатов обучения ученика представляет собой наиболее интересный компонент в технологии проблемно-модульного обучения в школе. Оценивание предусматривает, что ученики, выполнившие самостоятельную работу, пользуясь литературой, накопленной в фондах школьной библиотеки, должны сформулировать и обосновать свое мнение по анализируемому вопросу, касающемуся актуальных общественных проблем. Такие проблемы обсуждаются методом дискуссий в учебной группе, при этом учитель старается как можно меньше в них участвовать. После обсуждения каждый участвовавший в нем ученик пишет сочинение, в котором излагает и окончательно обосновывает свое мнение. Цель такого задания заключается в формировании у обучающегося навыков самостоятельной мировоззренческой оценки явлений и фактов, поэтому его мнение не оценивается как правильное или ошибочное. За каждое свое обоснованное мнение ученик получает какое-то количество баллов, которые в последующем суммируются.
- Репетиторство, которым может заняться каждый ученик, помогая своему коллеге, если тот просит помощи в учебе. За репетиторство ученик, который помог в усвоении учебного материала по одному модулю и одному товарищу, получившему при этом положительную оценку, получает какое-то количество баллов.
- Контрольная работа на уровне теста, за которую тоже дается какое то количество баллов. В данном случае за учеником остается свобода выбора комплектов способа деятельности для получения баллов. Одни могут избегать контрольных работ, другие не любят исследований, третьи — оценивания, четвертые не хотят тратить время на репетиторство. Но во всех случаях по системе школы ученик прежде всего соревнуется сам с собой. Время учителя и учеников используется максимально эффективно.
Практика показывает, что при тестировании по одному и тому же тесту учеников школы, проходивших курс по рассматриваемой системе проблемно-модульного обучения, и детей, обучавшихся по традиционной системе, обнаруживается разница в их знаниях, составляющая 10–15 % в пользу первых.
Более того, решается задача формирования интеллектуальной, думающей, самостоятельной, всесторонне и гармонично развитой личности, а школы уходят от «менторства», психозов и других «заболеваний».
Проанализированная система проблемно-модульной технологии обучения представляет интерес в следующих отношениях:
- позволяет достичь активного, самостоятельного, целенаправленного учения со стороны ученика;
- реализуются субъект–субъектные взаимоотношения между учеником и учителем;
- обеспечивается достижение практически всеми учениками минимального уровня усвоения учебного материала за предусмотренное время;
- создаются возможности усвоения учебного материала на более высоких уровнях с использованием элементов творческой развивающей деятельности;
- реализует воспитывающую функцию обучения.
Проблемно-модульный принцип конструирования учебных курсов и их преподавание находят все большее число сторонников. Он помогает привести в систему интегрированные основы научных знаний и наглядно выделить «ядро» научной информации по средством всестороннего анализа понятий, выявления внутренних связей между ними, а также между законами и принципами.
Тем самым он способствует логичному и компактному структурированию учебного материала, а также позволяет избегать неоправданных повторений внутри одного и того же курса.
Следует учитывать, что на современном этапе развития науки и практики, функционирования общества перед отечественной школой стоят задачи по проведению реформы и модернизации, решение которых пока не приносит желаемых результатов. В то же время внедрение технологии проблемно-модульного обучения может позволить на качественно новом уровне организовать учебный процесс, в последующем с малым «доворотом» модернизируя только содержание.
Идеи технологии проблемно-модульного обучения в средней школе могут реализоваться главным образом двумя направлениями:
- подкреплением традиционной системы проблемно-модульными курсами, без изменения системы оценок;
- созданием в полном объеме технологии проблемно-модульного обучения в старших классах.
В то же время более перспективным будет второе направление, но оно требует кардинальных изменений в педагогической системе средней школы, хотя бы после 5–6 классов. Но особое место технология проблемно-модульного обучения сможет занять в послевузовской подготовке специалистов в высшей школе.
В связи с этим необходимо в кратчайшие сроки решить следующие проблемы:
- коренным образом улучшить формирование у будущих специалистов действенной практико-ориентированной системы фундаментальных и научно-профессиональных знаний;
- ориентировать педагогический процесс на формирование умений и навыков предстоящей профессиональной деятельности (на основе приобретенной научно-методологической системы знаний), создать возможность избирательного овладения содержанием обучения по конкретному направлению профессиональной деятельности;
- в процессе обучения сформировать такие качества будущего специалиста, как активность, самостоятельность, творческое отношение к деятельности;
- сформировать навыки стремления к саморазвитию, самовоспитанию и самоконтролю.
Комплексно решить отмеченные задачи позволит введение в вузах технологии проблемно-модульного обучения, посредством которой можно реализовать целостную подготовку гармонично развитых специалистов высшей квалификации, включая их фундаментальную и научно-профессиональную подготовку, а также обеспечить высокую степень самостоятельности в педагогическом процессе и целостный индивидуализированный подход к обучающимся.
В основе комплексного решения вопросов переподготовки и повышения квалификации должны лежать созданные проблемно-модульные про граммы, в структуру которых входили бы проблемно-модульные курсы гуманитарного, познавательного (для фундаментальной подготовки) и операционного (для профессиональной подготовки) типа.
К созданию подобных проблемно-модульных курсов необходимо подходить с системных позиций, требующих определения связей и противоречий между отдельными подсистемами, их ориентации на практику профессиональной деятельности, выявления возможностей обеспечения преемственности и непрерывности протекания данных процессов.
При рассмотрении профессионально-квалификационной подготовки, становления и развития специалиста как процесса непрерывного образования возникают проблемы преемственности между обучением в средней школе, вузе и системе последипломного образования. Это необходимо учитывать при разработке проблемно-модульных программ и курсов.
Для решения отмеченных вопросов требуются неординарные подходы, обеспечить которые обычными формами и методами обучения вряд ли возможно. Только разработанные проблемно-модульные курсы смогут учитывать опыт, знания и навыки специалистов, занявшихся повышением квалификации.
Практика показывает, что многие, будучи студентами, не представляют, какими знаниями, умениями и навыками они должны обладать. Для них важно понимать, что они должны знать, к чему готовиться. При переподготовке специалисты уже знают, что им необходимо. Это следует учитывать, и в этом залог действенности технологии проблемно-модульного обучения.
Как показывает практика, развивающийся научно-технический прогресс позволяет выявлять элементы стандартной деятельности, в том числе и в гуманитарных науках, что приводит к автоматизации процесса профессионализма и не ведет к ограничению творчества в работе.
Применение технологии проблемно-модульного обучения в вузе гуманитарного профи-ля позволяет надеяться на то, что этот процесс будет более продуктивным и эффективным, так как обучающийся пойдет не путем случайных проб и ошибок, а воспользуется намеченными в проблемно-модульных курсах стандартными элементами профессиональной деятельности, которые приведут его к выявлению социально-экономических вопросов и к самостоятельному творческому их решению. В целях стимулирования творческой деятельности будущих специалистов особое внимание уделяется проблемному построению дидактического материала в учебных элементах, а также предоставлению обучающимся возможности проверять, оценивать, корректировать свою учебную и научную работу.
Эффективность технологии проблемно-модульного обучения особенно актуальна при формировании самостоятельности у обучающихся. Так, для сравнительного анализа формирования и развития обученности были исследованы обобщенные умения и навыки студентов, приобретаемые на базе действенной системы знаний. Для этого были проведены исследования научного творчества будущих специалистов, в которое входят гностические, конструктивные, организаторские и коммуникативные умения. Обобщенные умения исследовались по следующим критериям:
Гностические — умения:
- выделять главное в социально-экономической ситуации организации, региона и государства из получаемой информации;
- приводить свои знания в систему;
- анализировать и выделять главное в рассматриваемых явлениях, процессах.
Конструктивные — умения:
- самостоятельно готовить тезисы деловых выступлений по профилю профессиональной подготовки;
- готовить отчет о проделанной работе, делать выводы с использованием получаемой социально-экономической и специальной информации;
- самостоятельно принимать необходимые профессиональные решения.
Организаторские — умения:
- эффективно организовывать свое научное творчество, избегание пустой траты рабочего времени;
- организовывать свою деятельность так, чтобы приобрести дополнительные знания, навыки и умения для повышения уровня профессиональной деятельности;
- передавать опыт коллегам.
Коммуникативные — навыки обмениваться имеющейся информацией; умение высказывать собственное отношение к усвоенной информации, фактам, данным, явлениям, аргументированно вести диалог; умения формулировать вопросы к оппоненту или руководителю творческого коллектива.
А поскольку обобщенные умения развиваются на основе действенной системы знаний, отсутствие которой было обнаружено у студентов перед дипломной работой, можно утверждать, что технология проблемно-модульного обучения способствует развитию не только обобщенных умений, но и системы знаний в целом.
Следовательно, существует реальная возможность создания проблемно-модульной программы, банк информации которой обеспечивал бы преемственность между педагогическими системами вуза и последипломного образования и тем самым между познавательной деятельностью обучающегося и его профессиональной деятельностью в качестве молодого специалиста. Несомненно, что для более глубокого развития необходимо осуществить более глубокие исследования.
Из отмеченного следует, что введение технологии проблемно-модульного обучения в педагогический процесс вуза позволит значительно повысить качество подготовки специалистов в плане формирования у них действенной системы знаний и умений, обеспечения целостного индивидуализированного подхода к формированию личности обучающихся, создания условий для их саморазвития и самоконтроля в процессе обучения и т. д.
Создание единого банка проблемно-модульных курсов и введение предлагаемой технологии в педагогический процесс вуза освобождают преподавателя от непродуктивной, рутинной работы и позволяют ему больше заниматься научной деятельностью или индивидуальной работой с каждым обучающимся.
Более того, научная работа преподавателей вуза является необходимым условием, позволяющим им вести подготовку специалистов с прогностической ориентацией на развитие, осуществлять постоянное пополнение банка проблемно-модульных курсов и обновление их отдельных элементов.
Процесс развития науки и техники, их активного влияния на социально-экономическое функционирование общества требует перманентности в системе образования, в связи с чем особую роль играет система последипломной профессиональной подготовки, основной функцией которой является своевременное повышение квалификации специалистов различного уровня, а в последнее время — и базовой подготовки руководителей.
Однако современное состояние системы образования не позволяет говорить о ее адекватности из-за постоянно меняющихся условий функционирования хозяйственной и социальной жизни. В связи с этим рассматриваемая технология проблемно-модульного обучения, ее прогностический характер позволяют оперативно учитывать все изменения, происходящие в жизни общества.
Отсюда систему переподготовки следует перестроить таким образом, чтобы можно было реализовать ее основную цель: непрерывное обеспечение должного уровня квалификации, практическая реализация которой повышает результативность деятельности специалистов социально-экономической сферы и руководителей различного уровня, ориентированных на эффективное решение задач развития и обеспечения стабильности общества.
С педагогической точки зрения система послевузовского образования должна быть построена таким образом, чтобы можно было:
- легко установить уровень знаний и опыта, существующие проблемы конкретного специалиста или руководителя;
- исходя из этого и общественного социального заказа определить перед каждым из них цели повышения квалификации;
- на основании выдвинутых целей представить индивидуализированное со-держание обучения, нацеленное на развитие и пополнение имеющейся системы современных действенных знаний и совершенствование умений и навыков профессиональной деятельности, а также на решение научно-практических индивидуальных проблем, повышающих уровень специалистов;
- обеспечить эффективное и самостоятельное повышение профессиональной квалификации, превращение знаний и умений в потребность научного анализа;
- определить реальное повышение квалификации на основе реализации обратной связи, прогностически ориентированной на последние достижения науки, техники, а также развитие самой личности.
Под рассмотренные проблемно-модульные программы и отдельные обучающие курсы могут создаваться институты и центры повышения квалификации. Единичные проблемно-модульные курсы могут разрабатываться силами самих предприятий, но это нецелесообразно делать, так как типовые проблемно-модульные курсы, созданные различными центрами повышения квалификации, могут легко адаптироваться к условиям повышения квалификации руководителей и специалистов различных профессиональных организаций
Для этого необходимо:
- учитывать в учебной программе социально-экономические, культурные и национальные особенности своего региона;
- внедрять социально-экономические примеры из современной, меняющейся жизни как своей страны, так и мировых экономических и культурных центров;
- изменять соотношение отдельных элементов учебного материала;
- предлагатьрассмотрениепрактическихпримеровизопытасвоейорганизации и региона;
- разрабатывать деловые (ролевые) игры на материалах своих организаций.
Таким образом, из отмеченного можно сделать вывод, что применение технологии проблемно-модульного обучения в педагогических системах школы, вуза и послевузовской переподготовки специалистов и руководителей способствует формированию мотивации к учению у школьников и профессионалов, повышающих свою квалификацию, создает условия для самоанализа, саморазвития и самостоятельной работы, повышает эффективность и продуктивность процесса обучения в целом.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу