Дети с нарушениями зрения и их эмоциональное состояние

Эмоциональные состояния представляют собой общее настроение, аф­фективное поведение, стресс, возникновение которых связано как с социаль­ными условиями жизни, так и с взаимоотношениями с окружающими людьми и предметным миром.

Естественно, что грубые нарушения зрения оказывают влияние на возникновение и протекание эмоциональных состояний. Мы уже го­ворили, что значительное количество отечественных и зарубежных тифлопси­хологов отмечали у слепых изменения в активности, появление напряженно­сти, неуравновешенность, неуверенность, подавленность, проявляющиеся в отношениях с окружающим.

Особое место в появлении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4–5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. Наконец, глубокое стрессовое состояние возни­кает при приобретенной слепоте у взрослых.

Для лиц, недавно утративших зре­ние, характерны также сниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения. Изучение стресса при сле­поте проводилось в рамках психологической реабилитационной работы. М. М. Сорокина говорит о том, что чрезмерная сосредоточенность на своей проблеме рождает ощущение безысходности, избавиться от которой помогает психотерапевтическая работа в ШВТС.

Р. Бандзявичене в своем исследовании стресса при слепоте выделяет ве­гетативный, эмоционально-поведенческий, когнитивный и социально-психоло­гический субсиндромы стресса, показывая этим, что слепота нарушает относи­тельное равновесие в системе отношений человека с предметной и социаль­ной сферой жизни, с самим собой и окружающими людьми. Стресс вызывает и усугубляет трудности и ограничения в познании, в практической деятельности, в общении, в понимании себя как ценной личности.

Психореабилитационная и психологическая помощь в таких случаях связана не с пассивным принятием дефекта зрения, а с активной деятельностью самого слепого, направленной на реорганизацию психологической установки, включающей понимание возможно­сти найти место в жизни, установление новой жизненной перспективы. При ориентации в пространстве, особенно в незнакомой местности, слепой испытывает трудности определения направления движения, его проверки, что также вызы­вает у него эмоциональную напряженность. Само передвижение в не-знакомом пространстве создает для слепого стрессовую ситуацию.

Обучение способам и средствам ориентации на основе сохранных анализаторов, использование карт и планов местности, речи в процессе общения с незнакомыми людьми способ­ствуют снятию напряжения и стрессовой ситуации. Психологическая коррекция таких негативных последствий слепоты, как эмоциональные нарушения, требу­ет индивидуальной работы психолога по определению психологической струк­туры и динамики стрессовых реакций, их зависимости от условий возникнове­ния стрессовой ситуации, позиций, на которые можно опираться в нивелирова­нии дефекта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)